Народный артист СССР

Алексей Попов

Алексей Дмитриевич Попов — режиссер, теоретик театра и педагог — родился 12(24) марта 1892 года.

Творческий путь начал в 1912 году сотрудником МХТ, затем в 1-й Студии МХТ.  Первая режиссерская работа Попова — «Незнакомка» Блока в Мансуровской студии (Студия Евгения Вахтангова) осталась незавершенной.

В 1918-1923 годах работал актером, режиссером и руководителем Театра студийных постановок (Кострома).

С 1923 года — режиссер 3-й Студии МХТ (Вахтанговской). Первая постановка А.Д. Попова в Театре имени Евгения Вахтангова — «Комедии Мериме» (1924). Следующие его спектакли — «Виринея» Л. Сейфуллиной (1925) и «Разлом» Б. Лавренева (1927) вошли в историю отечественного театра как большие социальные полотна. Впоследствии много работавшая вместе с А. Д. Поповым М. О. Кнебель писала о том, что в «Виринее» обозначились такие черты режиссерского почерка Попова, как «чувство простонародного юмора» и взыскательный вкус. О спектаклях «Зойкина квартира» М. Булгакова и «Заговор чувств» Ю. Олеши — Кнебель говорила как о произведениях «образцового режиссерского вкуса». Алексей Дмитриевич Попов работал в Театре имени Евгения Вахтангова до 1930 года, оказав большое влияние на формирование художественно-эстетических позиций театра. Покинул театр в связи с недовольством части непосредственных учеников Вахтангова, которые обвиняли Попова в отдалении от сложившихся традиций.

В 1930 году Алексей Попов пришел в Театр Революции на постановку «Поэмы о топоре» Н. Погодина и в 1931-1935 г. стал его художественным руководителем. Поставленный В Театре Революции А. Д. Поповым спектакль «Ромео и Джульетта», 1935 с М. Бабановой и М. Астанговым театроведы называют одним из лучших шекспировских воплощений не только в русском, но и в мировом театре. Вскоре после этой премьеры Попов ушел из Театра Революции и возглавил Центральный театр Красной Армии.

Педагогическая деятельность А. Д. Попова началась еще в 1919 году. По праву его учениками считаются такие артисты, как Б. Щукин, М. Астангов, М. Бабанова, В. Зельдин, Л. Касаткина и другие.  С 1940 года Попов являлся профессором ГИТИСа, а в 1961 году он стал художественным руководителем этого высшего учебного заведения.  На протяжении долгого времени Попов вел курс режиссуры (совместно с М. И. Кнебель), их ученики стали в последствии ведущими режиссерами в ряде стран мира.

Последний год жизни режиссера прошел под знаком осмысления пройденного творческого и жизненного пути: его теоретические работы, педагогическая деятельность, работа над мемуарами позволили Попову точно и глубоко сформулировать «миссию актера и задачи режиссуры» на переломе столетия, вобравшего огромный опыт постижения театрального ремесла.

Алексей Дмитриевич Попов ушел из жизни 18 августа 1961 года.



Комедии Мериме, 1924
Виринея, 1925
Разлом, 1927
Зойкина квартира, 1928
Заговор чувств, 1929