Народный артист СССР. Герой социалистического труда. Лауреат Сталинских премий, Государственных премий и Ленинской премии.
Дмитрий Шостакович
Д.Д. Шостакович написал музыку к спектаклям Вахтанговского театра «Гамлет» (1932) и „Человеческая комедия“ (1934). Музыка из его произведений звучала в постановках: «Планета надежды», «Дела давно минувших дней», «Мистерия-Буфф», «Правда памяти».
Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Петербурге в семье инженера.
Окончил Ленинградскую консерваторию у Л.В. Николаева (фортепьяно , 1923), М.О. Штейнберга (композиция, 1925).
Концертировал как пианист, участвовал в ансамблях, исполняя свои произведения (на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопека в Варшаве награжден почётным дипломом, 1927).
С 1937 преподавал композицию (с 1939 — профессор) в Ленинградской, в 1943—48 годах — в Московской консерватории.
Почти всё написанное Шостаковичем для драматического театра относится к первой половине его творческого пути.
Начало работы Шостаковича в театре ознаменовано сотрудничеством с выдающимся режиссером В. Э. Мейерхольдом («Клоп» В. Маяковского, 1929 г.).
Заметной вехой в творчестве композитора стала партитура, созданная им для «Гамлета» Шекспира на сцене Театра имени Евгения Вахтангова в постановке и художественном оформлении Н.П. Акимова (1932).
Дерзкая, во многом спорная, полемически заостренная, порою откровенно пародийная трактовка „Гамлета“ Акимовым вызвала настоящую критическую бурю в печати. Но та же самая критика единодушно отмечала высокие достоинства музыки Шостаковича, переросшей режиссерский замысел.
Рецензент „Литературной газеты“ писал, что музыка — „самое лучшее, самое смелое в спектакле, она все время на какой-то чудесной границе иронии и сатиры“.
Осуществленная два года спустя в Вахтанговском театре постановка „Человеческой комедии“ по мотивам произведений Бальзака также подверглась суровой критике. Но и в этот раз подчеркивалось поразительное умение Шостаковича скупыми средствами театральной музыки воссоздать приметы времени и действия,— будь то искусно стилизованная
атмосфера Парижа, резко очерченные характерные сцены или драматически напряженные кульминационные эпизоды. К сожалению, вместе со спектаклем, быстро сошедшим со сцены, оказалась надолго забытой и музыка Шостаковича, за исключением немногих номеров, вошедших в Третью балетную сюиту (1952).