Уильям Шекспир

Гамлет (1932)

Трагедия

В апреле 1932 года постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» были ликвидированы многочисленные группы, школы и объединения во всех видах искусства. Уже введен в обиход термин «социалистический реализм». Вот-вот развернется компания против «формализма». Именно в такой обстановке появляется у вахтанговцев дерзкий «Гамлет».

По замыслу Акимова все сомнения и философствования Гамлета – выдумка, а на самом деле основная интрига шекспировской пьесы – борьба молодого принца за престол. Акимов выбрал для роли Гамлета комического актера – невысокого толстяка Анатолия Горюнова (о том, что Гамлет был «тучен и одышлив», писал сам Шекспир). Гамлет в спектакле Акимова – живой человек, весельчак и шутник. Изображая сумасшествие, он появлялся на базаре в ночной сорочке, с кастрюлей на голове, огромной морковью или с визжащим поросенком в руках. В патетический момент он наступал на шлейф королеве, а один из монологов произносил в ванной, намыливаясь и бреясь. Офелия превратилась в провинциальную хорошенькую простушку, мечтающую выйти замуж за принца. Она то сидела на коленях у очередного кавалера, то дремала над недопитым кубком. В последнем действии свои безумные речи Офелия произносила в пьяном виде, что снимало мысль о ее сумасшествии. Возвращаясь с очередной вечеринки, она просто оступилась и утонула.

Занавес Акимов сделал в виде средневековой кольчуги. Массовые сцены на фоне городской панорамы напоминали полотна Брейгеля. Спектакль вызвал бурную реакцию. Разгромные рецензии соседствовали с восторженными. Западные критики писали, что такой «Гамлет» произвел бы фурор в Европе. Все восхищались замечательной музыкой Шостаковича, прекрасной игрой Бориса Щукина — Полония, Анны Орочко — Гертруды и особенно Рубена Симонова — Клавдия. 

«Гамлет» шел около года, а потом был снят. Акимова обвинили в формализме, в соперничестве с Шекспиром и отсутствии понимания внутреннего развития действия пьесы. В 1939 году, когда спектакль уже давно не шел, на 1-й Всесоюзной режиссерской конференции его вспоминали как яркий пример чуждого театрального искусства.

Основная сцена

Премьера состоялась 19 мая 1932 года

Действующие лица и исполнители

Клавдий, король датский Рубен Николаевич Симонов
Гамлет, принц датский Анатолий Горюнов
Фортинбрас, принц норвежский Владимир Москвин
Полоний Борис Щукин
Горацио, студент Александр Козловский
Розенкранц, Иосиф Рапопорт
Гильденстерн, Константин Миронов
Священник Николай Бубнов
Марцелл, Александр Хмара
Бернардо, Михаил Державин
Франциско, Николай Смирнов
Актер — король Николай Яновский
Актер — королева Андрей Тутышкин
Актер — Луциан Дмитрий Журавлев
Администратор бродячей труппы Иван Каширин
1-й могильщик Владимир Балихин
2-й могильщик Освальд Глазунов
капитан Фортинбраса Виктор Эйхов
Английский посол Борис Королев
Вольтиманд, Борис Лебедев
Пират Федор Москвин
Гертруда Анна Орочко
Офелия Валентина Вагрина

Постановочная группа

Постановка и художественное оформление Николай Акимов
Ответственный режиссер Борис Захава
Музыка Дмитрий Шостакович