Лауреат Сталинской премии второй степени

Павел Антокольский

«В поэзии он был человеком театра, а в театре человеком поэзии. Причудливо переплетаясь, эти две неукротимые страсти сделали его не похожим на других поэтов, подняв поэтический голос и заставив его звучать полновесно и гордо, как звучали со сцены голоса Остужева и Ермоловой, Качалова и Коонен...» (В. Каверин)

19 июня (1 июля) 1896 года – 9 октября 1978 года

Павел Григорьевич Антокольский — поэт, переводчик, эссеист, режиссер — родился 19 июня (1 июля) 1896 года в Санкт-Петербурге в семье адвоката.

С детства увлекался рисованием, впоследствии оформил некоторые свои книги. В 1904 году семья переехала в Москву, где в 1914 году Антокольский окончил гимназию, затем посещал лекции в университете им. А. Л. Шанявского. Поступил на юридический факультет Московского университета, но курса не окончил. С юношеских лет увлекаясь театром, играл в любительских спектаклях, сочинял пьесы.

В Студию Евгения Вахтангова Павел Антокольский пришёл среди первых, в 1915 году. Литературно одарённый, он написал для студии три пьесы, среди них «Кукла Инфанты» (1916) и «Обручение во сне» (1917-1918).

По поводу премьеры «Обручения» Вахтангов писал: «Приветствую студию в день её большого праздника, целую и поздравляю Павлика Антокольского». И ещё слова Вахтангова Антокольскому: «Я верю, что вы ещё что-нибудь напишите. Большое. Наша студия снова будет жить уголком вашего сердца».

Павел Антокольский – стремительный и чуть богемный, энергичный, громогласный, любивший бабочку вместо галстука и трубку вместо сигареты, дружил с Мариной Цветаевой, которая посвящала ему стихи. В 1918 году он познакомил Марину с «памятнейшим из всех» Юрием Завадским, они ввели её в Мансуровскую студию Евгения Вахтангова, где она сблизилась со студийцами-вахтанговцами.

В 1919 году, в трудный момент раскола Студии, Вахтангов пишет Антокольскому: «Вы – один из тех, в чью помощь я верю и кого считаю студийцем».

И, тем не менее, Антокольский вместе шестью студийцами покидает Студию, однако через несколько месяцев возвращается.

Именно он, Павел Антокольский, принёс взамен «Принцессы Турандот» Фридриха Шиллера, которая не очень нравилась Вахтангову, одноимённую пьесу Карло Гоцци. Павел Антокольский написал слова вступительной песенки к «Принцессе Турандот»: «Вот мы начинаем нашей песенкой простой. Через пять минут Китаем станет наш помост крутой…»

В первой половине 1930-х годов Антокольский принимал участие в режиссуре спектаклей Театра имени Евгения Вахтангова – «Коварство и любовь» (1930), «Гамлет» (1932, постановка Николая Акимова), «Аристократы» (1935, постановка Бориса Захавы). С театром Вахтангова Павел Григорьевич выезжает на гастроли в Швецию, Германию, Францию. Позже впечатления от этих путешествий воплотятся в стихах, в частности в книге «Запад».

Его очень высоко ценил Рубен Николаевич Симонов и на вопрос, кто ему больше всех помог, как режиссёр, ответил: «…конечно, Евгений Богратионович Вахтангов и… Антокольский».

В 1920-е годы выходят первые сборники стихов Антокольского, который становится известным поэтом, преподает в Литинституте. Он обучил мастерству и воспитал известных поэтов второй половины ХХ века, ввёл в литературу младших современников – Константина Симонова, Маргариту Алигер, Евгения Долматовского, потом поэтов-фронтовиков – Михаила Луконина, Семёна Гудзенко, Александра Межирова, позже – Беллу Ахмадулину и Евгения Евтушенко.

Во время Великой Отечественной войны П.Г. Антокольский был одним из руководителей Фронтового театра.

Весной 1945 года Антокольский приехал в Томск в качестве режиссёра Томского областного драматического театра имени В. П. Чкалова.

За свою долгую творческую жизнь Павел Антокольский написал девять сборников стихов, несколько поэм и выпустил четыре сборника статей. Самым известным творением Антокольского является поэма «Сын», написанная о смерти героически погибшего на фронте сына. Поэма принесла поэту мировую известность и Сталинскую премию (1946). Несомненный интерес представляют произведения, написанные под влиянием французского революционного духа: поэма о Франсуа Вийоне, о Коммуне, стихотворения «Робеспьер и Горгона», «Санкюлот». Последний сборник стихотворений «Конец века» выходит в 1977 году и является своеобразным подведением жизненных итогов.

Переводил произведения французских, болгарских, грузинских, азербайджанских поэтов. Среди его переводов — произведения Виктора Гюго:  «Последний день приговорённого к смерти» и  романтическая драма «Король забавляется».

Павел Григорьевич Антокольский ушел из жизни 9 октября 1978 года, похоронен на Востряковском кладбище в Москве.

Читать далее Свернуть



Коварство и любовь, 1930 — режиссер — постановщик спектакля
Гамлет, 1932 — режиссер спектакля (постановка Николая Акимова)
Аристократы, 1935 — режиссер спектакля (постановка — Бориса Захавы)
Дон Кихот, 1941 — автор текста песен (постановка Иосифа Рапопорта)