Заслуженный деятель искусств РФ, народный артист Украины, народный артист РФ

Роман Виктюк

В Театре имени Евгения Вахтангова Роман Григорьевич Виктюк постановил пять спектаклей: «Анна Каренина» (1983), «Дама без камелий» (1990), «Соборяне» (1992), «Уроки мастера» (1990), «Я тебя больше не знаю, милый» (1994).

Он вернул вахтанговцам вкус к театральности, смелому парадоксальному рисунку, к острой изысканной форме. Его обожали, ждали репетиций с ним, как праздника, наслаждаясь его юмором, блестящей образованностью, высочайшим профессионализмом.

28 октября 1936 года – 17 ноября 2020 года

Родился 28 октября 1936 году во Львове (Украина) в семье актеров-кукольников.

По окончании в 1956 актерского отделения ГИТИСа (ныне РАТИ) работал в львовском ТЮЗе им. М. Горького, поставил спектакли «Все это не так просто», «Когда взойдет месяц», «Фабричная девчонка», «Город без любви», «Дон Жуан», обнаружив тягу к «нетипичному» прочтению пьес.

В 1971 году работал режиссером в Литовском Русском драматическом театре (Вильнюс), где поставил спектакли «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске» А.В. Вампилова, «Мария Стюарт» Фр. Шиллера, «Валентин и Валентина» М.М. Рощина, «Любовь — книга золотая», «Встречи и расставания», «Продавец дождя» и др..

Начиная с 1970-х годов Р.Г. Виктюк завоёвывает Москву «Царской охотой» (Театр Моссовета), «Уроками музыки» (Студенческий театр МГУ), «Татуированной розой» и «Украденным счастьем» (МХАТ).

В 1988 году Виктюк ставит «Служанок» Ж. Жене, перевернув наше представление о театре. Спектакль имел оглушительный успех и объездил весь мир. В 1990 году не менее известным, скандальным, изысканным и бесконечно привлекательным становится спектакль «М. Баттерфляй». Его режиссёрская манера будоражила, о его работе с актёрами ходили легенды.

Спектакль по пьесе Н.В. Коляды «Рогатка» (художник В. Боер), Виктюк показал сначала в Америке, затем в Италии и только после этого в Москве. В русском варианте в «Рогатке» играл С.В. Маковецкий), в трактовке режиссера поднимал проблемы одиночества, тоски, духовного поиска.

Своими спектаклями режиссер определяет собственную сверхзадачу: поиск гармонии. Одним из его любимых режиссерских приемов является «театр в театре», когда актеры разыгрывают перед зрителями сюжет, нарушая целостность сценической иллюзии, получая простор для собственного отстранения.

В Вахтанговский театр Романа Виктюка привела Людмила Максакова. Летом 1980 года Виктюк прочитал в Театре инсценировку «Анны Карениной», сделанную М.М. Рощиным. Премьеру с потрясающей сценографией Олега Шейнциса и музыкой Юрия Буцко, блестящими работами Людмилы Максаковой (Анна) и Юрия Яковлева (Каренин), неожиданным решением образов Вронского (Юрий Шлыков) и Левина (Евгений Карельских), выпустили в 1983 году. Казалось, спектакль был обречён на успех. Из-за продолжительности спектакля (5,5 часов), режиссёр предлагал играть его в два вечера, но руководство Театра не согласилось, предлагали сокращения, стали резать спектакль «по живому». Возмущённый Виктюк даже не пришёл на премьеру. Однако зрители спектакль любили, постоянные аншлаги это подтверждали.

«Счастье моей жизни в том, что я еще в детстве знал, что когда-нибудь встречусь с той актрисой, которая сыграет Анну Каренину в драматическом театре.
Во Львове, когда мне было 13 лет, у нас дома на 3-м этаже я собирал ребят со всех соседних дворов ставил с ними «Пиковую даму», «Сильву», «Марицу», а также сцены из романа «Анна Каренина» и мы имели огромный успех. Спустя много лет, уже в Москве, в театре Вахтангова я встретился с актрисой Людмилой Максаковой, о которой мечтал всю жизнь, и понял, что она будет единственной, настоящей Анной Карениной. Перед тем, как приступить к работе, в процессе работы Людмила Максакова верила, что для того, чтобы сыграть на сцене любовь, нужно безумие, которое отрицает немощный разум и бессмысленную природу. Главное, что надо в этой роли, и Максакова услышала меня – и это есть главный диалог романа – это диалог с Богом. Не разговор с моралью, с нравственностью, с законами и природой. Эту тайну из нашей жизни целенаправленно изгоняли, диалог человека с Богом был запрещен. В роли Анны у Максаковой, самое главное – была Тайна. Чем ближе к актрисе был зритель – тайна уводила его в невероятные глубины. Эта роль в исполнении Максаковой была не только религиозной, не только магической и колдовской, она оставалась человеком, а это редкость в нашей жизни. Она была способна любить, умела любить, и в ней была потребность любить. Это редкий дар. Любовь в нашей земной жизни агонизирует. И только на сцене она оживает и торжествует, благодаря великим артистам. Любовь – это что-то между музыкой и тишиной. Любовь можно только уловить, приручить, но когда ее грубо коснешься, она исчезает, мстит и только на сцене находит свое прибежище. Максакова открывала в роли и магическое, и колдовское, и я этого больше ни у кого никогда не увидел. В нашем спектакле любовь была центром мироздания. И это было благодаря уникальному исполнению Людмилы Максаковой». (Р.Г. Виктюк)

В 1989 году М.А. Ульянов, возглавивший в качестве художественного руководителя Театр, пригласил Р.Г. Виктюка в штат Театра Вахтангова на должность режиссёра.

В 1990 году Виктюк ставит пьесу Д. Паунелла «Уроки мастера», где  играли Михаил Ульянов (Сталин),  Юрий Яковлев (Прокофьев),  Александр Филиппенко (Жданов) и Сергей Маковецкий (Шостакович).

В том же году Виктюк выпускает «Даму без камелий» Т. Рэттигана, где снова блистала Людмила Максакова. Виктюк удивительно понимал женскую натуру, виртуозно выстраивал роли героинь, раскрывал неизвестные самим исполнительницам возможности.

В 1992 году Виктюк осуществил постановку «Соборян» (пьеса Н. Садур по произведению Н.С. Лескова). Роль протоиерея Савелия Ефимовича Туберозова мощно исполнил Михаил Ульянов. В 1994 году вышел последний, пятый, спектакль Романа Виктюка в Вахтанговском театре – «Я тебя больше не знаю, милый» А. Бенедетти. И снова в главной роли была его любимая вахтанговская актриса – Людмила Максакова. Они словно были созданы друг для друга – режиссёр и понимающая его с полуслова исполнительница. Виктюк собрал прекрасный ансамбль: Сергей Маковецкий, Юлия Рутберг, Елена Сотникова, Елена Ивочкина, совсем молодые Мария Аронова, Нонна Гришаева и Анна Дубровская, приглашённый «со стороны» Ефим Шифрин.

В конце 1994 года, увлечённый идей создания собственного театра, Виктюк покидает Вахтанговский. С 1996 года на карте Москвы появляется ещё одна театральная точка – Театр Романа Виктюка. В 1999 году «Театр Романа Виктюка» получил собственное здание в ДК имени Горбунова.

Среди его постановок в театре – «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Саломея» О. Уйльда, «Последняя любовь Дон Жуана» Э.-Э. Шмитта, «Сергей и Айседора» по стихам и биографии С. Есенина и книге А. Дункан «Моя жизнь», «Федра» М. Цветаевой, «Крылья из пепла» Дж.Форда, «Мандельштам» Д. Нигро. В 2019 году он представил спектакль «Мелкий бес» по одноименному роману Ф. Сологуба, в 2020 году – «Отравленная туника» по пьесе Н. Гумилева.

В общей сложности Роман Виктюк поставил более 200 театральных спектаклей.

Роман Григорьевич Виктюк ушел из жизни 17 ноября 2020 года.

Читать далее Свернуть



Анна Каренина. 1983
Дама без камелий, 1990
Соборяне, 1992
Уроки мастера, 1990
Я тебя больше не знаю, милый, 1994

Юкова И. К. Русский драматический театр Советской Литвы — Вильнюс: Vaga, 1988
Танана М. Русский драматический театр Литвы — Вильнюс: Titnago sp., 1996
Виктюк. Роман с самим собой. М.: Подкова, 2000, 2-е изд.: АСТ; Зебра Е, 2005