Сергей Исаков

Театральный художник  Сергей Петрович Исаков в Театре Вахтангова оформил шесть спектаклей: «Правда – хорошо, а счастье лучше» (1923), «Женитьба» (1924), «Темп» (1930), «Виринея» (1925), «Зойкина квартира» (1926), «Барсуки»  (1927).

15 мая 1900 года – 8 января 1967 года

Сергей Петрович Исаков родился 10 мая 1900 года.

Учился в Костроме в студии Н.П. Шлейна, затем в Москве у К.Ф. Юона и И.О. Дудина (1915-1917 гг.), а также у П.В. Митурича (1919-1922 гг.).

Сотрудничать с театрами начал в 1921 году. Наиболее значительны декорации С.П. Исакова к спектаклям, отражающим советскую действительность. С 1933 г. работал, главным образом, как художник-проектировщик по оформлению выставок и интерьеров в учреждениях.

В Третью студию МХТ – будущий Вахтанговский театр – С.П. Исаков пришёл после смерти Е.Б. Вахтангова, работал с молодыми постановщиками – его учениками: Б.Е. Захавой («Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского, 1923), Ю.А. Завадским («Женитьба» Н.В. Гоголя, 1924), К.Я. Мироновым, О.Н. Басовым, А.А. Орочко, Б.В. Щукиным («Темп» Н.Ф. Погодина, 1930). Для Вс. Э. Мейерхольда, репетировавшего «Бориса Годунова» А.С. Пушкина, придумал оригинальное оформление спектакля, к сожалению, так и не вышедшего. Активно сотрудничал Исаков и с А.Д. Поповым: «Виринея» Л.Н. Сейфуллиной (1925); «Зойкина квартира» М.А. Булгакова (1926), «Барсуки» Л.М. Леонова (1927).

Его лапидарный декорационный стиль был основан на принципе архитектурно-конструктивной декорации. Художник добивался жизненного правдоподобия: в единую конструкцию он включал сменяющиеся, крупные, скупые детали предметного мира, использовал разнообразные фактуры, органично введённые в оформление, подчёркивающие характер места действия (строительные леса, служащие площадкой действия в «Темпе», фрагменты бревенчатой избы, берёзовый плетень, солома в «Виринее»), которые позволяли ему создавать укрупнённый, обобщённый образ спектакля.

А.Д. Попов вспоминал о постановке «Виринеи»: «Сцена была крошечной, для реализации всех народных сцен у режиссёра было 18-20 человек, не более. Конечно, решение было найдено не сразу и не легко. Многие вечера и ночи просиживали мы с художником спектакля С.П. Исаковым у макета, чтобы втиснуть «народное море» в девятиметровую коробку нашей сцены и показать «море человеческих голов» двадцатью исполнителями. Решили мы эту задачу удовлетворительно только тогда, когда отказались объять необъятное, то есть когда пришли к фрагментарному показу народной массы. …В связи с найденным фрагментарным решением сцена условно делилась на три игровых плана. Дверь, окно и плетень стали главными точками, около которых толпился народ, давая ощущение многолюдья. Самым удобным игровым сектором было окно, построенное художником на публику. Создавалось ощущение скопления народа, фрагментарно видное зрителю, что будило его фантазию».

Всего в Театре Вахтангова Исаков оформил шесть спектаклей. В 1930-е годы на смену ему пришёл Н.П. Акимов и другие интересные художники.
С.П. Исаков сотрудничал и с другими театрами, оформил спектакли «Продавцы славы» П. Нивуа и М. Паньоля (1926) во МХАТе; «Нашествие» Леонова (1943), «Встреча в темноте» Ф. Ф. Кнорре (1944) – в Театре им. Моссовета, а также «Укрощение строптивой» У. Шекспира (1938) в Ростовском театре.

Сергей Петрович Исаков ушел из жизни 5 марта 1967 года.

Читать далее Свернуть



Правда хорошо, а счастье лучше, 1923
Женитьба, 1924
Виринея, 1925
Зойкина квартира, 1926
Барсуки, 1927
Темп, 1930