Юрий Елагин
Скрипач, писатель, театральный деятель
Его судьба похожа на авантюрный роман с элементами настоящей драмы.
Родился 31 мая 1910 года в Москве в семье инженера из династии крупных фабрикантов, за что и был арестован вместе с отцом в 1929 году, но через три месяца отпущен из Бутырской тюрьмы. Чудом сумел избавиться от клейма «лишенец», что означало лишение гражданских прав и невозможность работать. С восьми лет учился играть на скрипке, которая неожиданно стала его «спасительницей, профессией и средством к существованию».
Елагин устроился в Вахтанговский театр, где проработал с 1931 по 1938 гг. скрипачом в оркестре и даже стал членом худсовета Театра. По воспоминаниям, это был хрупкий голубоглазый блондин, курносый, с ярким, будто нарисованным румянцем и тонким «буратинским» голосом. В Театр Вахтангова Елагин был влюблён – в спектакли, в коллектив, в атмосферу.
В середине 1930-х годов Елагин поступил в Московскую консерваторию и, закончив её, получил, как молодой специалист, направление в Краснодарскую филармонию. Там встретил войну, оказался в лагере для перемещённых лиц и в 1947 году уехал в США, где был принят в Хьюстонский оркестр исполнителем и концертмейстером.
В 1952 году он написал книгу «Укрощение искусств», выдержавшую несколько изданий. В России она была издана только в 2002 году с предисловием М.Л. Ростроповича, с которым Елагин подружился в Америке. Для тех, кому дорога история Вахтанговского театра, это бесценные свидетельства очевидца о премьерах, о быте, гастролях вахтанговцев, взаимоотношениях актёров, их отдыхе в имении Плесково О тех, с кем встречался и близко общался Елагин: о Василии Кузе, Льве Русланове, зав. музыкальной частью Театра графе Николае Шереметеве, о трагической судьбе Дмитрия Дорлиака, об Алексее Толстом, Николае Акимове, композиторах Дмитрии Шостаковиче и Николае Сизове, соратнике Вахтангова.
Он сумел воссоздать театральный и музыкальный мир предвоенной Москвы:
В этой книге описал я то, что видел, слышал и пережил в течение десятилетия 1930-1940 гг. Я приложил все мои старания для того, чтобы быть как можно более объективным и точным, как в изложении фактов и в характеристиках людей, так и в хронологических датах…
Кроме всего прочего книга «Укрощение искусств» это ещё и увлекательное чтение: легко, убедительно, живо написанный текст, который рисует жизнь и нравы Москвы 1920-30-х годов
В 1965 году Елагин переехал в Нью-Йорк и занялся литературным творчеством в качестве писателя и переводчика. Писал для журнала «Америка», до конца жизни был главным редактором русскоязычной версии журнала «Диалог». Автор творческого портрета Мейерхольда в книге «Темный гений. Всеволод Мейерхольд» (1955). В 1986 году Елагин встретился в США с Юрием Любимовым, своим товарищем по Театру Вахтангова.
Скончался 4 сентября (по другим данным – 21 августа) 1987 года в Вашингтоне, США.