Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда

Юрий Завадский

Ученик Евгения Вахтангова (с 1915 года), актер, режиссер, художник, педагог — выдающийся деятель русского советского театра.

Первый исполнитель роли Калафа в легендарном спектакле «Принцесса Турандот» (1922) и заглавной роли в спектакле «Чудо святого Антония», которым 3-я студия МХТ открыла собственное помещение на Арбате — 13 ноября 1921 года. Этот день стал Днем рождения Театра имени Евгения Вахтангова.

13 июля 1894 — 5 апреля 1977

Юрий Александрович Завадский родился 13 июля 1894 года в семье коллежского асессора, получившего дворянский чин.

В 1913 году по окончании Медведниковской гимназии  поступил на юридический факультет Московского университета, который оставил в 1917 году. Брал уроки в школе рисования и живописи Станислава Жуковского, а затем — в школе Петра Келина.

В 1915 году поступает в «Мансуровскую» студию Евгения Вахтангова, где вначале, до 1919 года, он был художником, а затем — актёром и режиссёром.

«Встреча с Е.Б. Вахтанговым сыграла решающую роль в моей дальнейшей судьбе. Евгений Багратионович поставил несколько спектаклей в «Михайловском кружке», бывал у нас дома. Узнав о моем увлечении театром, Вахтангов предложил мне вступить в руководимую им Мансуровскую студию. Впрочем, о Вахтангове я знал не только от участников «Михайловского кружка». В университете я познакомился и сдружился на долгую жизнь с чудесным человеком, поэтом Павлом Антокольским, который тогда уже был учеником Мансуровской студии». (Ю.А. Завадский)

В Студии Евгения Вахтангова (с 1920 года — 3-я студия МХАТ) Завадский сыграл Антония в спектакле по пьесе Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония» (1921) , в котором  также был сценографом.

«Впечатления от этой работы оставили во мне глубокий след и не изгладились на протяжении десятилетий. Меня захватило ощущение мощи и смелости таланта Евгения Багратионовича Вахтангова. Все мы, его ученики, навсегда поверившие ему, чувствовали новаторское значение его экспериментов. Мне стали близки и дороги мечты Вахтангова о масштабном искусстве, о народном театре». (Ю.А. Завадский).

В 2022 году Е.Б. Вахтангов выпускает свой последний легендарный спектакль в Третьей студии МХТ — «Принцесса Турандот» Карло Гоцци, а главную роль — Калафа поручает Юрию Завадскому.

«В этом спектакле я играл принца Калафа, а также вместе с Захавой, Котлубай, Симоновым и Горчаковым помогал Вахтангову в осуществлении постановки. Репетируя со мной Калафа, Евгений Багратионович проверял меня как актера и тогда же задумал поставить со мной «Гамлета». Он также мечтал о «Фаусте», в котором сам хотел играть Мефистофеля, а мне предложил роль Фауста». (Ю.А. Завадский).

После смерти Евгения Вахтангова, в 1922 году Завадский становится членом художественного совета Театра.

В 1924 году спектаклем по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба»  Ю.А. Завадский дебютирует как режиссёр.  От своего Учителя он воспринял стремление к изящной театральной форме, праздничности, легкости сценического представления.

Испытывая разногласия в спорах со студийцами о дальнейших путях развития Вахтанговской студии, Юрий Завадский перешёл во МХАТ, где К.С. Станиславский готовит с ним Чацкого в «Горе от ума» (1925) и графа Альмавиву в «Женитьбе Фигаро» (1927).  На сцене МХАТа Завадский играл до 1936 года.

Одновременно до 1936 года руководил основанной им в 1924 году театральной студией (с 1927 года Театр-студия под руководством Завадского). В 1932 — 1935 г.г. — художественный руководитель Театра Красной Армии.  В 1936 — 1940 г.г. — Ростовского театра имени Горького.

С 1940 года и до конца жизни—  главный режиссер Московского театра имени Моссовета.

Ю. А. Завадский вел большую педагогическую работу в ГИТИСе. Профессор, опытный режиссер-педагог, он воспитал ряд выдающихся актеров — В. Марецкую, Н. Мордвинова, О. Абдулова, Р. Плятта и др.

Юрий Александрович Завадский ушел из жизни 5 апреля 1977 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Читать далее Свернуть



Герой Социалистического Труда (1973)
Сталинская премия первой степени (1946) — за постановку спектаклей «Нашествие» Л. М. Леонова, «Отелло» У. Шекспира, «Встреча в темноте» Ф. Ф. Корре
Сталинская премия второй степени (1951) — за постановку спектакля «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова
Ленинская премия (1965) — за постановку спектакля «Маскарад»
Четыре ордена Ленина (1945, 1949, 1971, 1973)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1947, 1964)

Калаф (Принцесса Турандот, 1922) — актер и режиссер (постановка Е.Б. Вахтангова)
Антония (Чудо святого Антония, 1916) — актер и художник
В 1924 году поставил спектакль «Женитьба».

Театр-студия Юрия Завадского:
1927 — «Простая вещь» Б. А. Лавренева (совм. с Н. П. Хмелевым);
1928 — «Любовью не шутят» А. Мюссе;
1932 — «Вольпоне» Б. Джонсона;
1933 — «Ученик дьявола» Б. Шоу;
1934 — «Волки и овцы» А. Н. Островского;
1935 — «Ваграмова ночь» Л. Первомайского;
1935 — «Школа неплательщиков» Л. Вернея.

Ростовский академический театр драмы имени М. Горького:
1936 — «Любовь Яровая» К. А. Тренева;
1937 — «Каменный гость» А. С. Пушкина;
1937 — «Разбойники» Ф. Шиллера;
1938 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира;
1939 — «Отелло» У. Шекспира; «Враги» М. Горького; «Мещане» М. Горького; «Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева; «Человек с ружьем» Н. Ф. Погодина.

Театр имени Моссовета:
1940 — «Трактирщица» К. Гольдони;
1941 — «Машенька» А. Н. Афиногенова;
1941 — «Надежда Дурова» А. С. Кочеткова, К. А. Липскерова (совм. с Ю. А. Шмыткиным);
1942 — «Вечер памяти А. С. Пушкина»;
1942 — «Накануне» А. Н. Афиногенова;
1942 — «Олеко Дундич» А. Г. Ржешевского, М. А. Каца (совм. с С. А. Бенкендорфом и С. А. Марголиным);
1942 — «Русские люди» К. М. Симонова;
1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука;
1942 — «Забавный случай» К. Гольдони;
1943 — «Нашествие» Л. М. Леонова (совм. с Б. В. Бибиковым и О. И. Пыжовой);
1944 — «Отелло» У. Шекспира (совм. с Ю. А. Шмыткиным);
1944 — «Встреча в темноте» Ф. Ф. Кнорре; 1945 — «Чайка» А. П. Чехова;
1946 — «Госпожа министерша» Б. Нушича (совм. с С. А. Бенкендорфом);
1946 — «Бранденбургские ворота» М. А. Светлова (совм. с М. П. Чистяковым);
1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова (совм. с И. С. Вульф);
1947 — «Жизнь в цвету» А. П. Довженко;
1947 — «Мужество» Г. С. Березко (совместно с А. Л. Шапсом);
1948 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского (совм. с М. П. Чистяковым);
1948 — «Московский характер» А. В. Софронова (совм. с Ю. А. Шмыткиным);
1948 — «Закон чести» А. П. Штейна;
1949 — «Преступление директора Риггса» Э. Чодороффа (совм. с М. П. Чистяковым);
1950 — «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова (совместно с А. Л. Шапсом);
1952 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова;
1957 — «Виндзорские насмешницы» У. Шекспира;
1957 — «Дали неоглядные» Н. Е. Вирты;
1959 — «Битва в пути» Г. Е. Николаевой и Э. С. Радзинского;
1960 — «Леший» А. П. Чехова;
1960 — «Летом небо высокое» Н. Е. Вирты;
1960 — «Вишневый сад» А. П. Чехова (Нью-Йорк);
1961 — «Антей» Н. Я. Зарудного;
1963 — «Совесть» Д. Г. Павловой (совместно с А. Л. Шапсом);
1964 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (2-я редакция);
1967 — «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского;
1969 — «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому.