Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда
Юрий Завадский
Ученик Евгения Вахтангова (с 1915 года), актер, режиссер, художник, педагог — выдающийся деятель русского советского театра.
Первый исполнитель роли Калафа в легендарном спектакле «Принцесса Турандот» (1922) и заглавной роли в спектакле «Чудо святого Антония», которым 3-я студия МХТ открыла собственное помещение на Арбате — 13 ноября 1921 года. Этот день стал Днем рождения Театра имени Евгения Вахтангова.
13 июля 1894 — 5 апреля 1977
Юрий Александрович Завадский родился 13 июля 1894 года в семье коллежского асессора, получившего дворянский чин.
В 1913 году по окончании Медведниковской гимназии поступил на юридический факультет Московского университета, который оставил в 1917 году. Брал уроки в школе рисования и живописи Станислава Жуковского, а затем — в школе Петра Келина.
В 1915 году поступает в «Мансуровскую» студию Евгения Вахтангова, где вначале, до 1919 года, он был художником, а затем — актёром и режиссёром.
«Встреча с Е.Б. Вахтанговым сыграла решающую роль в моей дальнейшей судьбе. Евгений Багратионович поставил несколько спектаклей в «Михайловском кружке», бывал у нас дома. Узнав о моем увлечении театром, Вахтангов предложил мне вступить в руководимую им Мансуровскую студию. Впрочем, о Вахтангове я знал не только от участников «Михайловского кружка». В университете я познакомился и сдружился на долгую жизнь с чудесным человеком, поэтом Павлом Антокольским, который тогда уже был учеником Мансуровской студии». (Ю.А. Завадский)
В Студии Евгения Вахтангова (с 1920 года — 3-я студия МХАТ) Завадский сыграл Антония в спектакле по пьесе Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония» (1921) , в котором также был сценографом.
«Впечатления от этой работы оставили во мне глубокий след и не изгладились на протяжении десятилетий. Меня захватило ощущение мощи и смелости таланта Евгения Багратионовича Вахтангова. Все мы, его ученики, навсегда поверившие ему, чувствовали новаторское значение его экспериментов. Мне стали близки и дороги мечты Вахтангова о масштабном искусстве, о народном театре». (Ю.А. Завадский).
В 2022 году Е.Б. Вахтангов выпускает свой последний легендарный спектакль в Третьей студии МХТ — «Принцесса Турандот» Карло Гоцци, а главную роль — Калафа поручает Юрию Завадскому.
«В этом спектакле я играл принца Калафа, а также вместе с Захавой, Котлубай, Симоновым и Горчаковым помогал Вахтангову в осуществлении постановки. Репетируя со мной Калафа, Евгений Багратионович проверял меня как актера и тогда же задумал поставить со мной «Гамлета». Он также мечтал о «Фаусте», в котором сам хотел играть Мефистофеля, а мне предложил роль Фауста». (Ю.А. Завадский).
После смерти Евгения Вахтангова, в 1922 году Завадский становится членом художественного совета Театра.
В 1924 году спектаклем по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба» Ю.А. Завадский дебютирует как режиссёр. От своего Учителя он воспринял стремление к изящной театральной форме, праздничности, легкости сценического представления.
Испытывая разногласия в спорах со студийцами о дальнейших путях развития Вахтанговской студии, Юрий Завадский перешёл во МХАТ, где К.С. Станиславский готовит с ним Чацкого в «Горе от ума» (1925) и графа Альмавиву в «Женитьбе Фигаро» (1927). На сцене МХАТа Завадский играл до 1936 года.
Одновременно до 1936 года руководил основанной им в 1924 году театральной студией (с 1927 года Театр-студия под руководством Завадского). В 1932 — 1935 г.г. — художественный руководитель Театра Красной Армии. В 1936 — 1940 г.г. — Ростовского театра имени Горького.
С 1940 года и до конца жизни— главный режиссер Московского театра имени Моссовета.
Ю. А. Завадский вел большую педагогическую работу в ГИТИСе. Профессор, опытный режиссер-педагог, он воспитал ряд выдающихся актеров — В. Марецкую, Н. Мордвинова, О. Абдулова, Р. Плятта и др.
Юрий Александрович Завадский ушел из жизни 5 апреля 1977 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.