Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда

Юрий Завадский

Ученик Евгения Вахтангова (с 1915 года), актер, режиссер, педагог, художник — «рыцарь театра».

Первый исполнитель роли Калафа в легендарном спектакле «Принцесса Турандот» (1922) и заглавной роли в спектакле «Чудо святого Антония», представлением которого 13 ноября 1921 года Третья студия МХТ открыла собственное помещение на Арбате, 26. Этот день считается Днем рождения Театра имени Евгения Вахтангова.

13 июля 1894 года — 5 апреля 1977 года

Юрий Александрович Завадский родился 13 июля 1894 года в семье коллежского асессора, получившего дворянский чин.

В 1913 году по окончании Медведниковской гимназии  поступил на юридический факультет Московского университета, который оставил в 1917 году. Брал уроки в школе рисования и живописи Станислава Жуковского, а затем — в школе Петра Келина.

В 1915 году поступает в «Мансуровскую» студию Евгения Вахтангова, где вначале, до 1919 года, он был художником, а затем — актёром и режиссёром.

«Встреча с Е.Б. Вахтанговым сыграла решающую роль в моей дальнейшей судьбе. Евгений Багратионович поставил несколько спектаклей в «Михайловском кружке», бывал у нас дома. Узнав о моем увлечении театром, Вахтангов предложил мне вступить в руководимую им Мансуровскую студию. Впрочем, о Вахтангове я знал не только от участников «Михайловского кружка». В университете я познакомился и сдружился на долгую жизнь с чудесным человеком, поэтом Павлом Антокольским, который тогда уже был учеником Мансуровской студии». (Ю.А. Завадский)

В Студии Евгения Вахтангова (с 1920 года — 3-я студия МХАТ) Завадский сыграл Антония в спектакле по пьесе Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония» (1921) , в котором  также был сценографом.

«Впечатления от этой работы оставили во мне глубокий след и не изгладились на протяжении десятилетий. Меня захватило ощущение мощи и смелости таланта Евгения Багратионовича Вахтангова. Все мы, его ученики, навсегда поверившие ему, чувствовали новаторское значение его экспериментов. Мне стали близки и дороги мечты Вахтангова о масштабном искусстве, о народном театре». (Ю.А. Завадский).

В 2022 году Е.Б. Вахтангов выпускает свой последний легендарный спектакль в Третьей студии МХТ — «Принцесса Турандот» Карло Гоцци, а главную роль — Калафа поручает Юрию Завадскому.

«В этом спектакле я играл принца Калафа, а также вместе с Захавой, Котлубай, Симоновым и Горчаковым помогал Вахтангову в осуществлении постановки. Репетируя со мной Калафа, Евгений Багратионович проверял меня как актера и тогда же задумал поставить со мной «Гамлета». Он также мечтал о «Фаусте», в котором сам хотел играть Мефистофеля, а мне предложил роль Фауста». (Ю.А. Завадский).

После смерти Евгения Вахтангова, в 1922 году Завадский становится членом художественного совета Театра.

В 1924 году спектаклем по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба»  Ю.А. Завадский дебютирует как режиссёр.  От своего Учителя он воспринял стремление к изящной театральной форме, праздничности, легкости сценического представления.

Испытывая разногласия в спорах со студийцами о дальнейших путях развития Вахтанговской студии, Юрий Завадский перешёл во МХАТ, где К.С. Станиславский готовит с ним Чацкого в «Горе от ума» (1925) и графа Альмавиву в «Женитьбе Фигаро» (1927).  На сцене МХАТа Завадский играл до 1936 года.

Одновременно до 1936 года руководил основанной им в 1924 году театральной студией (с 1927 года Театр-студия под руководством Завадского). В 1932 — 1935 г.г. — художественный руководитель Театра Красной Армии.  В 1936 — 1940 г.г. — Ростовского театра имени Горького.

С 1940 года и до конца жизни—  главный режиссер Московского театра имени Моссовета.

Ю. А. Завадский вел большую педагогическую работу в ГИТИСе. Профессор, опытный режиссер-педагог, он воспитал ряд выдающихся актеров — В. Марецкую, Н. Мордвинова, О. Абдулова, Р. Плятта и др.

Юрий Александрович Завадский ушел из жизни 5 апреля 1977 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Читать далее Свернуть



Герой Социалистического Труда (1973)
Сталинская премия первой степени (1946) — за постановку спектаклей «Нашествие» Л. М. Леонова, «Отелло» У. Шекспира, «Встреча в темноте» Ф. Ф. Корре
Сталинская премия второй степени (1951) — за постановку спектакля «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова
Ленинская премия (1965) — за постановку спектакля «Маскарад»
Четыре ордена Ленина (1945, 1949, 1971, 1973)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1947, 1964)

Калаф (Принцесса Турандот, 1922) — актер и режиссер (постановка Е.Б. Вахтангова)
Антония (Чудо святого Антония, 1916) — актер и художник
В 1924 году поставил спектакль «Женитьба».

Театр-студия Юрия Завадского:
1927 — «Простая вещь» Б. А. Лавренева (совм. с Н. П. Хмелевым);
1928 — «Любовью не шутят» А. Мюссе;
1932 — «Вольпоне» Б. Джонсона;
1933 — «Ученик дьявола» Б. Шоу;
1934 — «Волки и овцы» А. Н. Островского;
1935 — «Ваграмова ночь» Л. Первомайского;
1935 — «Школа неплательщиков» Л. Вернея.

Ростовский академический театр драмы имени М. Горького:
1936 — «Любовь Яровая» К. А. Тренева;
1937 — «Каменный гость» А. С. Пушкина;
1937 — «Разбойники» Ф. Шиллера;
1938 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира;
1939 — «Отелло» У. Шекспира; «Враги» М. Горького; «Мещане» М. Горького; «Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева; «Человек с ружьем» Н. Ф. Погодина.

Театр имени Моссовета:
1940 — «Трактирщица» К. Гольдони;
1941 — «Машенька» А. Н. Афиногенова;
1941 — «Надежда Дурова» А. С. Кочеткова, К. А. Липскерова (совм. с Ю. А. Шмыткиным);
1942 — «Вечер памяти А. С. Пушкина»;
1942 — «Накануне» А. Н. Афиногенова;
1942 — «Олеко Дундич» А. Г. Ржешевского, М. А. Каца (совм. с С. А. Бенкендорфом и С. А. Марголиным);
1942 — «Русские люди» К. М. Симонова;
1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука;
1942 — «Забавный случай» К. Гольдони;
1943 — «Нашествие» Л. М. Леонова (совм. с Б. В. Бибиковым и О. И. Пыжовой);
1944 — «Отелло» У. Шекспира (совм. с Ю. А. Шмыткиным);
1944 — «Встреча в темноте» Ф. Ф. Кнорре; 1945 — «Чайка» А. П. Чехова;
1946 — «Госпожа министерша» Б. Нушича (совм. с С. А. Бенкендорфом);
1946 — «Бранденбургские ворота» М. А. Светлова (совм. с М. П. Чистяковым);
1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова (совм. с И. С. Вульф);
1947 — «Жизнь в цвету» А. П. Довженко;
1947 — «Мужество» Г. С. Березко (совместно с А. Л. Шапсом);
1948 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского (совм. с М. П. Чистяковым);
1948 — «Московский характер» А. В. Софронова (совм. с Ю. А. Шмыткиным);
1948 — «Закон чести» А. П. Штейна;
1949 — «Преступление директора Риггса» Э. Чодороффа (совм. с М. П. Чистяковым);
1950 — «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова (совместно с А. Л. Шапсом);
1952 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова;
1957 — «Виндзорские насмешницы» У. Шекспира;
1957 — «Дали неоглядные» Н. Е. Вирты;
1959 — «Битва в пути» Г. Е. Николаевой и Э. С. Радзинского;
1960 — «Леший» А. П. Чехова;
1960 — «Летом небо высокое» Н. Е. Вирты;
1960 — «Вишневый сад» А. П. Чехова (Нью-Йорк);
1961 — «Антей» Н. Я. Зарудного;
1963 — «Совесть» Д. Г. Павловой (совместно с А. Л. Шапсом);
1964 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (2-я редакция);
1967 — «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского;
1969 — «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому.