Карло Гоцци

Принцесса Турандот (1922)

сказка

Этот легендарный спектакль, поставленный Евгением Вахтанговым в 1922 году, стал на долгие годы символом театра. Изящная художественная форма, стремительная динамика действия, богатство актерских талантов определили безусловный успех спектакля, ставшего визитной карточкой театра. «Принцесса Турандот» определила основные черты искусства театра: стремление сочетать правду чувств с острой зрелищной формой, внимание к средствам внешней выразительности — ритму, пластике, жесту. Именно эта постановка во многом определила импровизационный стиль театра. В спектакле были заняты лучшие ученики Вахтангова: Ц. Л. Мансурова, Ю. А. Завадский, А. А. Орочко, О. Н. Басов, Б. Е. Захава, Б. В. Щукин, Р. Н. Симонов и другие.  Когда «Принцессу Турандот» показали перед труппой МХАТа, К. С. Станиславский восхитился: «За 23 года существования Художественного театра таких достижений, как этот спектакль, было немного».

Заслуженный деятель искусств РСФСР В.В. Шверубович в своей книге «О старом Художественном театре»  с восторгом пишет о спектакле: «В восьмом ряду (МХТ) были оставлены места для всех нас. Это был первый спектакль, виденный нами в Москве после трехлетнего отсутствия. Какое счастье, что наше восприятие новой для нас Москвы, нового советского театра началось с этого изумительного спектакля! В нем была вся свежесть, вся бесконечная талантливость, тонкость и чистота, присущие русскому искусству. Чистота мысли, чистота чувств… Это бескорыстная, искренняя игра в театр, игра детей, в которой каждый ребенок неповторимо гениален.

И в то же время это был самый «европейский» спектакль из всех, виденных в Европе. Как изумительно изящен и элегантен был Завадский, с какой утонченно мужественной грацией носил он фрак! Куда венским и берлинским театральным «фатам» и «героям-любовникам»!.. А прелестная женственность Мансуровой, а платья Ламановой, ведь они были не то что модны, они были впереди европейской моды. Могли ли мы думать, что юноши здесь умеют так благородно носить фраки, а девушки — «туалеты»? А милая, полудетская прелесть дзанни… До чего же это было хорошо!»

Принцесса Турандот 1922

Основная сцена

Премьера состоялась 27 февраля 1922 года

Действующие лица и исполнители:

Алтоум,
китайский император
Осип Басов
Иван Лобашков
Турандот
китайская принцесса
Цецилия Мансурова
Мария Грачева
Валентина Вагрина
Адельма
татарская княжна, рабыня Турандот
Анна Орочко
Зелима
рабыня Турандот
Александра Ремизова
Вера Львова
Скирина
мать Зелимы
Елизавета Ляуданская
В. Бендина
Тимур
астраханский царь
Борис Захава
Натан Тураев
Калаф
его сын
Юрий Завадский
Леонид Шихматов
Барах
под именем Гассана, воспитатель Калафа
Иосиф Толчанов
Владимир Балихин
Измаил Константин Миронов
А. Жильцов
Николай Яновский
Панталоне
секретарь Алтоума
Иван Кудрявцев
Лев Русланов
Тарталья
Великий Канцлер
Борис Щукин
Осип Басов
Труффальдино
начальник евнухов гарема Турандот
Рубен Николаевич Симонов
Анатолий Горюнов
Бригелла
начальник стражи
Освальд Глазунов
Александр Козловский
Мудрецы, члены Дивана Владимир Балихин
Анатолий Горюнов
А. Жильцов
Борис Королев
Владимир Москвин
Рабыни Турандот Елизавета Алексеева
Вера Головина
Нина Русинова
Нина Сластенина
Ангелина Степанова
Татьяна Шухмина
Рабы В. Белянкин
Василий Куза
Николай Яновский
Борис Шухмин
Слуги просцениума А. Алексеева
Зоя Бажанова
В. Бендина
Т. Берви
Е. Иванова
Анатолий Наль

Постановочная группа:

Постановка Евгений Богратионович ВАХТАНГОВ
Режиссеры Борис Захава
Юрий Завадский
Художник Игнатий Нивинский
Музыка Николай Сизов
Александр Козловский
Дамские платья Надежда Ламанова
Мужские головные уборы И. Алексеева