Поздравляем Ольгу Тумайкину с юбилеем!
3 апреля первый серьёзный юбилей празднует народная артистка России Ольга Тумайкина, ведущая актриса Театра имени Евгения Вахтангова. Её появление в главных, значительных ролях в лучших произведениях мировой и современной драматургии всегда вызывает пристальное внимание критики и театралов. Неповторимая индивидуальность позволяет актрисе блистательно играть в постановках разных жанров.
Ольга Тумайкина пришла в Театр Вахтангова в 1995 году, сразу после окончания Театрального училища имени Б.В. Щукина (курс А.А. Казанской). Начинала как характерная актриса. Запомнилась после ввода на роль Прони Прокоповны в спектакль А.Н. Горбаня «За двумя зайцами…», не повторив рисунок первой исполнительницы Марии Ароновой, а внеся множество своих неожиданных находок. Полюбилась зрителям и её отвязная и безбашенная разбойница Красноглазая Айя в «Али-бабе и сорока разбойниках». Позже была сыграна Софья Фарпухина в «Дядюшкином сне», где актриса так умело передала состояние этой вечно подвыпившей и развязной дамы, что некоторые зрители уточняли, трезва ли сама исполнительница. Но, как известно, чтобы хорошо сыграть опьянение, надо быть абсолютна свободной от этого порока. Актриса наслаждалась своими хулиганками, смело нарушающими правила приличия.
Но постепенно она завоевывала всё новые и новые рубежи. Роли лирические, драматические, характеры глубокие, сложные покоряли мастерством и тонкостью нюансировок. За четверть века Тумайкина сыграла более 30 ролей: Адельма в «Принцессе Турандот», Фиа («Дама без камелий»), Кашкина («Чулимск прошлым летом»), Джудит Феллоуз («Ночь игуаны»), Клариче («Король-олень»), Полина Андреевна («Чайка»), Мадемуазель Жорж («Фредерик, или Бульвар преступлений»), Варвара Дмитриевна Малошина («Мелкий бес»).
Последнее десятилетие стало особенно важным в творческой биографии Тумайкиной. В её репертуаре появились несколько больших ролей, в которых в полной мере раскрылся её талант.
Поразила Кабаниха в «Грозе», поставленной Уланбеком Баялиевым, для которой Ольга Тумайкина нашла неожиданные краски. Жёсткость, властность и вместе с тем тоскующая, не успокоенная женская душа, томящаяся плоть, бабья зависть – все эти чувства сплетаются в тугой клубок. Многоплановая неординарная работа была отмечена театральной премией газеты «Московский комсомолец».
Изобретательно, эффектно сыграла она Туанетту в «Мнимом больном». Критики не преминули отметить удачу исполнительницы. «Везёт в последнее время и Ольге Тумайкиной – её Туанетта, даром что служанка, становится фактически вторым главным действующим лицом, дуэт Тумайкиной и Маковецкого – тот стержень, на котором держится вся конструкция, драматургия спектакля» (Слава Шадронов). «У вахтанговцев роль двигателя интриги досталась Ольге Тумайкиной – за последнее время это уже второй, после Кабанихи в “Грозе” Улана Баялиева, её талантливый и запоминающийся сценический образ» (Мария Хализева). «Служанка Туанетта у виртуозной и умной актрисы Ольги Тумайкиной напоминает Фигаро в юбке» (Елена Федоренко).
Не так давно ушли с подмостков Целованьева в «Люди как люди», Фей в «Играх одиноких», загадочная, манящая Наталья в «Брюсовом переулке», обманутая любовником пройдоха Матрёна («Горячее сердце»), высмеивая которую актриса не жалела сатирических красок. Уже стал историей и «Бенефис», где Тумайкина с такими партнёрами как Владимир Этуш и Евгений Князев сыграла трогательную историю поздней любви.
Большой удачей стала роль императрицы Екатерины II («Любовь у трона» – постановка Андрея Максимова по собственной пьесе), премьера которой состоялась пять лет назад в рамках парада премьер к открытию Симоновской сцены. «Екатерина в этом спектакле не просто восхищает. Она потрясает! И я понимаю драматурга и режиссёра, выбравшего на грандиозную роль столь загадочную, многогранную, неуловимую, непредсказуемую для зрителя актрису, как Ольга Тумайкина, которую после премьеры кто-то в интернете назвал «неопределяемой категорией». И на самом деле определить, а тем более передать словами её дивную, неожиданную, «летучую» игру невозможно. Она может быть трагичной, нежной, резкой, колючей и даже очень смешной!» (Павел Подкладов).
В спектакле «Стефан Цвейг. Новеллы» Ольга Тумайкина неожиданно раскрылась в роли истеричной, неуравновешенной, ревнующей и несчастной Баронессы фон Ф. Яркий темперамент, трагическую мощь демонстрирует актриса в роли герцогини Йоркской в «Ричарде III» У. Шекспира. «Замечательная актриса Ольга Тумайкина в роли герцогини Йоркской, матери Ричарда, поднимается до высот античной трагедии. …В этой трагической фигуре противоборствуют нежность и ненависть, материнское начало и осознание ужаса творимых её сыном злодеяний» (Павел Подкладов).
В прошлом сезоне актриса впервые встретилась в работе с главным режиссёром Театра Юрием Бутусовым, в результате появилась Регана в «Короле Лире» – циничная, расчётливая и, одновременно, «жаркая и томно-змеиная, но обе они (с Гоненрильей) – маски лицемерных злодеек, не люди в полном смысле слова» (Наталья Шаинян).
В грандиозной премьере «Война и мир», выпущенной Римасом Туминасом к 100-летию Вахтанговского театра, Ольга Тумайкина сыграла Марью Дмитриевну Ахросимову. Громогласная и бесцеремонная, женщина со стальным стержнем внутри, она полна решимости и сочувствия в самый драматической момент в судьбе своей любимицы Наташи. Небольшая по объёму, но такая точная, убедительная роль актрисы, явившейся в блеске зрелого мастерства.
Ей посчастливилось встретиться на сцене с корифеями Вахтанговского театра – Василием Лановым, Вячеславом Шалевичем, Юрием Яковлевым и, конечно же, Владимиром Этушем, с которым актриса играла в трёх спектаклях. Она работала в спектаклях режиссёров Римаса Туминаса, Юрия Бутусова, Владимира Иванова, Михаила Цитриняка, Уланбека Баялиева, Андрея Максимова, Гульназ Балпеисовой, Сильвиу Пуркарете.
В кино Ольга Тумайкина начала сниматься с 1998 года. Популярность пришла к ней с выходом на телеэкраны скетч-шоу «Женская лига». Фильмография актрисы насчитывает более 50 картин.
Сегодня в её репертуаре шесть значительных работ в спектаклях Театра Вахтангова, а также вечер в Арт-кафе «45 оттенков разного», где актриса ведёт откровенный диалог со своими зрителями, а также раскрывает и музыкальную сторону своего дарования. Ольга Тумайкина сегодня находится в расцвете творческих сил и зрелого таланта, является украшением Вахтанговской сцены, достойным продолжателем традиций Вахтанговской школы.
Поздравляем! Желаем радости творчества и грандиозных успехов!