130 лет со дня рождения Марины Цветаевой

8 октября 2022

Марина Цветаева — одна из ярчайших фигур Серебряного века — родилась 8 октября 1892 года в Москве. Её отец, Иван Владимирович — филолог и искусствовед, профессор Московского университета, директор Румянцевского музея и основатель Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн — пианистка, ученица Николая Рубинштейна.
Невероятно талантливая, писать стихи она начала в 6 лет. В 18 лет напечатала свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». Последняя прижизненная книга Марины Цветаевой «После России. 1922-1925» вышла в Париже в 1928 году.
В её жизни были и литературные салоны, и почитание, и слава, и семья, и любовь… и смерть младшей дочери, и арест мужа и дочери Ариадны, и эмиграция, и нищета, и забвение, и трагический уход…
Она говорила: «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь…»

 

В 1918 году совсем юный поэт Павел Антокольский познакомил Марину с «памятнейшим из всех» Юрием Завадским (которому Цветаева посвятила цикл из 25 стихотворений «Комедьянт»). Они ввели её в Мансуровскую студию Евгения Вахтангова. Там она встретила актрису Сонечку Голлидэй, которой в 1938 году посвятила «Повесть о Сонечке».
Для них и под влиянием обожаемого «поэтического божества» – Александра Блока – Цветаева пишет «романтические драмы».

«Я стала писать пьесы – это пришло как неизбежность – просто голос мой перерос стихи, слишком много воздуху в груди стало для флейты…»

Перу Цветаевой принадлежит 9 небольших стихотворных пьес, слишком необычных, чтобы стать репертуарными. Пьеса «Метель», которую Цветаева читала в Студии, Вахтангова не увлекла.

Весной 1918 г. Марина Цветаева посвящает Евгению Богратионовичу два стихотворения: «Заклинаю тебя от злата» и «Серафим – на орла! Вот бой!». Их оригиналы, написанные её рукой, можно увидеть в Музее-квартире Вахтангова в Денежном переулке.

Пьесы Цветаевой – самые «непрочитанные» её произведения, некоторые из которых были долгое время недоступны для читателя. Символично, что спектакль «Три возраста Казановы», поставленный Евгением Симоновым с художником Борисом Мессерером в Театре Вахтангова в 1985 году – одно из первых обращений театра к наследию М.И. Цветаевой. Это была собственная композиция Симонова по пьесам «Приключение» и «Феникс», в основе которой – дуэты:

Молодой Казанова – Евгений Князев и Генриетта – Елена Сотникова / Ирина Дымченко;
Средний Казанова – Василий Лановой (позже Виктор Зозулин и Евгений Карельских) и Мими – Ольга Чиповская / Марина Есипенко;
Старый Казанова – Юрий Яковлев (позже Вячеслав Шалевич) и Франческа – Ольга Гаврилюк / Наталья Молева.

Спектакль начинала Белла Ахмадулина, читавшая в записи цветаевское стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…»

«Три возраста Казановы» шёл более 15 лет, был сыгран 483 раза, его возили на гастроли в Кишинёв, Алма-Ату, Саратов, Тулу, Калининград, Воронеж, Ставрополь, Сургут, Санкт-Петербург.

В 2018 году на сцене Арт-кафе Евгений Князев вернулся к образу Казановы, исполнив главы из драматической поэмы «Феникс» в сопровождении оркестра Вахтанговского театра.

В моноспектакле Елены Подкаминской на Новой сцене звучит «Повесть о Сонечке». Этими постановками Вахтанговский театр отметит 8 октября 130-летие со дня рождения М.И. Цветаевой.

А 9 октября в Арт-кафе состоится вечер «Между воскресеньем и субботой», подготовленный актрисой Лидией Константиновой как приношение Марине Ивановне.