Уильям Шекспир — «Король Лир» — Юрий Бутусов!
27 и 28 февраля — в год 100-летия Вахтанговского театра — на исторической сцене состоится премьера спектакля Юрия Бутусова «Король Лир» по пьесе Уильяма Шекспира.
В создании спектакля принимают участие главный художник Театра Максим Обрезков, балетмейстер Николай Реутов, художник по свету Александр Сиваев, ассистент художника по свету Александр Матвеев, звукорежиссёр Андрей Мирный, помощник режиссёра Евдокия Прошакова.
В ролях: Артур Иванов, Виктор Добронравов, Сергей Волков, Василий Симонов, Валерий Ушаков, Юрий Цокуров, Юрий Поляк, Ян Гахарманов, Денис Бондаренко, Владимир Логвинов, Яна Соболевская, Ольга Тумайкина, Евгения Крегжде.
Дмитрий Трубочкин,
помощник художественного руководителя Вахтанговского театра по творческим вопросам:
Уильям Шекспир (1564-1616) – величайший английский поэт, известнейший в мире драматург и самый знаменитый англичанин мировой истории. С такой его репутацией, не раздумывая, согласится любой из образованных людей; а если и найдётся несогласный, то статистика – вещь упрямая: Шекспира в XX и XXI веке ставят в театрах чаще и больше, чем других драматургов, притом не только в Англии, но и во всём мире. Удивительно, что вечному требованию театра «быть современным» в наши дни более всего соответствует автор, которого по датам жизни никак нельзя назвать нашим современником.
По убеждению многих людей театра, лишь Шекспир сумел дотянуться, а в чём-то и обогнать отцов-основателей трагического театра – Эсхила, Софокла и Еврипида. Мир шекспировских трагедий – это мир космических страстей, сильных чувств и ярких прозрений о судьбах мироздания. Важнейшая его тема – нарушение связи поколений, вспыхнувший раздор между родителями и детьми, состояние «вывихнутого времени» (слова Гамлета), одиночество человека перед взвихренным миром, вновь и вновь посылающим жестокие испытания.
Быть может, ярче всего эта тема раскрыта в трагедии «Король Лир» – одной из четырёх великих трагедий, составляющих вершину шекспировского творчества: рядом с нею можно поставить лишь «Гамлета», «Отелло» и «Макбета».
Премьеру «Короля Лира» сыграли при королевском дворе в 1605 или 1606 году, затем стали исполнять перед двухтысячной публикой на сцене театра «Глобус»; заглавную роль играл бессменный премьер труппы и первый трагик Лондона Ричард Бербедж.
Театр XVIII, XIX и XX веков регулярно обращался к «Королю Лиру» – чем ближе к нашему времени, тем чаще. XVIII век, любивший счастливые финалы, откровенно переписывал Шекспира, смягчая трагические повороты сюжета. Романтический театр XIX века, наоборот, возвращал к оригинальному тексту и сгущал резкость трагических ситуаций.
В Театре имени Вахтангова тоже есть своя шекспировская история. В начале XXI века Шекспир, в точном соответствии с мировой статистикой, стал самым «афишным» автором Вахтанговского. С 2000 по 2020 годы Театр увидел шесть премьер по Шекспиру, в том числе «Лира» в постановке В. Мирзоева (2003). В XX веке у вахтанговцев были десятилетия увлечения Шекспиром, чередовавшиеся с периодами, когда новых шекспировских постановок не бывало в афише по 20 лет. Иные театры, конечно, могли похвастаться бóльшим числом шекспировских спектаклей; но в Вахтанговском их ставили первые имена русской режиссуры: Николай Акимов («Гамлет», 1932); Борис Захава («Гамлет», 1958); Евгений Симонов («Два Веронца», 1956, «Антоний и Клеопатра», 1971), Римас Туминас («Троил и Крессида», 2008).
Есть шекспировская история и в творчестве режиссёра Юрия Бутусова. Его «Король Лир» в Театре имени Вахтангова – это:
— десятая постановка Бутусова по Шекспиру в России (если считать спектакль «Макбетт» по адаптации Э. Ионеско в театре «Сатирикон» в 2002 году: с него началась шекспировская тема в его творчестве);
— второе обращение к трагедии «Король Лир» (первым был спектакль в театре «Сатирикон» в 2006 году с К. Райкиным в заглавной роли);
— и вторая работа по Шекспиру на сцене Театра имени Вахтангова (первым был спектакль «Мера за меру» 2010 года).
Из беседы с Юрием Бутусовым:
«Я думаю, сейчас время Шекспира, время потерь, потрясений, колоссальных изменений в технике, рождения новых «звуков», «смыслов», новая буря…»,