Народная артистка России

Александра Ремизова

Александра Исааковна Ремизова родилась 16 мая 1903 года в Тбилиси, в семье врача. По окончании Харьковской гимназии занималась в драматической студии под руководством Вильнера при театре Н.Н. Синельникова.

В 1920 году поступила в Мансуровскую Студию (Евгения Вахтангова).  Служила в Театре имени Евгения Вахтангова с 1920 по 1989 год. В середине 1930-х годов Александра Ремизова, проявившая себя за прошедшие годы как умная острохарактерная актриса, переходит к режиссуре. Ее первые работы — совместные постановки с другими режиссерами: «Флорисдорф» Ф. Вольфа, 1936( с  П. Антокольским) и «Опасный поворот» Д. Б. Пристли, 1940 (с  А. Горюновым).

На формирование режиссерского дара Ремизовой значительное влияние оказал Рубен Николаевич Симонов. В ее спектаклях играли:  М. Астангов, А. Абрикосов, Н. Гриценко, Н. Плотников, Ю. Яковлев, Ю. Борисова и др. Работая с разными художниками (В. Рындин, В. Дмитриев, Я. Штоффер, С. Ахвледиани, И. Рабинович, М. Виноградов, Е. Манке, И. Сумбаташвили),  А.И. Ремизова отдавала предпочтение Н. Акимову, с которым ее связывала многолетняя дружба.

Александра Ремизова поставила ряд спектаклей в возглавляемом Николаем Акимовым ленинградском Театре Комедии.

Преподавала актерское мастерство в Театральном училище им. Б.В. Щукина.

Ею были сделаны телеспектакли: «Тупейный художник» (совместно с Л. Федотовым, исполнители — артисты театра имени Евгения Вахтангова), «Человек идет вперед», «Бабушкин роман».

В начале 1980-х годов А.И. Ремизова репетирует в Театре имени Евгения Вахтангова пьесу Г. Гауптмана (из репертуара Е. Б. Вахтангова) «Праздник примирения», однако спектакль не был выпущен. Одной из последних ее работ стала постановка «Ключ к сновидениям» Г. Ягдфельда на Малой сцене Вахтанговского театра (1985).

Александра Исааковна Ремизова ушла из жизни 20 ноября 1989 года.



Гостья (Чудо святого Антония, 1921)
Гостья (Свадьба, 1921)
Зелима (Принцесса Турандот, 1922)
Перичолла (Комедии Мериме, 1924)
Варя (Лев Гурыч Синичкин, 1924)
3-я безответственная дама (Зойкина квартира, 1928)
Зиночка (Заговор чувств, 1929)
Мария Токарчук (Интервенция, 1933)
Коралли (Человеческая комедия, 1934)

Первые работы — совместные постановки с другими режиссерами: «Флорисдорф» Ф. Вольфа, 1936(с П. Антокольским) и «Опасный поворот» Д. Б. Пристли, 1940(с А. Горюновым)

В годы войны А. И. Ремизова — режиссер фронтового филиала театра имени Евг. Вахтангова, с которым (и с бойцами Первого Украинского фронта) прошла путь от Сталинграда до Берлина.
Во фронтовом театре были поставлены:
Свадебное путешествие, 1942
Наш корреспондент (совместно с Габовичем и А. Орочко), 1942
Добро пожаловать!, 1943
Где-то в Москве (совместно с Габовичем), 1944

После войны были оставлены спектакли:
Приезжайте в Звонковое, 1947
Все мои сыновья, 1948
Отверженные, 1950
В наши дни, 1952, Европейская хроника 1953(обе постановки совместно с Р. Симоновым)
На золотом дне, 1955
Одна, 1956
Идиот, 1958
Пьеса без названия, 1960
Черные птицы, 1962
Железный ангел, 1963
Насмешливое мое счастье, 1965 и др.
Миллионерша, 1964
На всякого мудреца довольно простоты, 1968
Перед заходом солнца, 1941 и 1954
Ключ к сновидениям, 1985

Ленинградский Театр Комедии:
На бойком месте, 1944
О друзьях-товарищах, 1947(обе совместные постановки с Н. Акимовым)
Милый обманщик, 1961 (с Е. Юнгер в роли Стеллы — Патрик Кэмпбелл)
Игра с кошкой, 1973
В конце 1940-х годов в Театре Комедии планировалась постановка Ремизовой пьесы Е. Шварца «Один год», но она не была осуществлена.