Народная артистка России
Александра Ремизова
В 1920 году Александра Ремизова поступила в Мансуровскую студию, которой руководил Е.Б. Вахтангов, была одной из его самых талантливых и верных учениц и стала ярким режиссёром, раскрывшим дарование многих актёров.
Спектакли Ремизовой десятилетиями украшали афишу. Она прожила долгую плодотворную жизнь, посвящённую искусству и любимому Театру, в историю которого вписала множество незабываемых страниц.
16 мая 1903 – 20 ноября 1989
Александра Исааковна Ремизова родилась 16 мая 1903 года в Тбилиси, в семье врача. По окончании Харьковской гимназии занималась в драматической студии под руководством Вильнера при театре Н.Н. Синельникова. В 1920 году поступила в Мансуровскую Студию (Евгения Вахтангова). В Театре имени Евгения Вахтангова служила с 1920 по 1989 год.
Острохарактерная актриса, она сыграла 9 ролей, среди которых следует отметить Зелиму в «Принцессе Турандот» в постановке Вахтангова.
В середине 1930-х годов Александра Ремизова, проявившая себя за прошедшие годы как умная острохарактерная актриса, переходит к режиссуре. Ее первые работы — совместные постановки с другими режиссерами: «Флорисдорф» Ф. Вольфа, 1936 ( с П. Антокольским) и «Опасный поворот» Д. Б. Пристли, 1940 (с А. Горюновым).
Перед войной самостоятельно выпускает получивший признание спектакль «Перед заходом солнца» с О.Ф. Глазуновым в главной роли. Вторую версию этой постановки она представит в 1954 году с М.Ф. Астанговым.
На формирование режиссерского дара Ремизовой значительное влияние оказал Рубен Николаевич Симонов. С конца 1940-х до середины 70-х годов – самый плодотворный период её режиссёрской деятельности. Вместе со вторым поколением вахтанговцев (Андрей Абрикосов, Николай Плотников, Юлия Борисова, Николай Гриценко, Галина и Лариса Пашковы, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Анатолий Кацынский, Людмила Максакова и др.) она ставит спектакли, ставшие важными вехами в истории Театра. А.И. Ремизова виртуозно выстраивала взаимоотношения героев, глубоко проникая в суть авторского замысла.
Настоящее открытие Юрия Яковлева состоялось в роли Трилецкого в «Пьесе без названия», поставленной Александрой Ремизовой. Актёр сыграл в её спектакле «Насмешливое моё счастье» и самого Чехова, создав один из самых запоминающихся образов писателя. А в спектаклях «На всякого мудреца довольно простоты» в роли Глумова и «Дамы и гусары» в роли Майора Ю.В. Яковлев поражал зрителя тонким комедийным дарованием.
Ремизова раскрыла и невероятный творческий диапазон Н.О. Гриценко – от тонко мыслящего и деликатного князя Мышкина («Идиот») до сыгранного с невероятной актёрской удалью самодура Молокова («На золотом дне»).
А какой разнообразной, утончённой, дерзкой и лиричной была в её спектаклях Ю.К. Борисова – Анисья («На золотом дне»), Настасья Филипповна («Идиот»), Эпифания («Миллионерша»)!
Работая с разными художниками (В. Рындин, В. Дмитриев, Я. Штоффер, С. Ахвледиани, И. Рабинович, М. Виноградов, Е. Манке, И. Сумбаташвили), А.И. Ремизова отдавала предпочтение Н. Акимову, с которым ее связывала многолетняя дружба. В возглавляемом Николаем Акимовым ленинградском Театре Комедии Александра Ремизова поставила ряд спектаклей.
Многие годы А.И. Ремизова преподавала в Театральном училище имени Б.В. Щукина, ставила дипломные спектакли.
Ею были созданы и телеспектакли: «Тупейный художник» (совместно с Л. Федотовым, исполнители — артисты театра имени Евгения Вахтангова), «Человек идет вперед», «Бабушкин роман».
В начале 1980-х годов А.И. Ремизова репетирует в Театре имени Евгения Вахтангова пьесу Г. Гауптмана (из репертуара Е. Б. Вахтангова) «Праздник примирения», однако спектакль не был выпущен. Одной из последних ее работ стала постановка «Ключ к сновидениям» Г. Ягдфельда на Малой сцене Вахтанговского театра (1985).
Александра Исааковна Ремизова ушла из жизни 20 ноября 1989 года.