Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии РФ

Анна Орочко

Ученица Евгения Вахтангова, Анна Алексеевна Орочко служила в Театре имени Евгения Вахтангова с 1916 по 1965 год.

В годы войны возглавила Фронтовой филиал Вахтанговского театра.

14 июля 1898 — 26 декабря 1965

Анна Алексеевна Орочко родилась 14 (26) июля 1898 года в семье политических ссыльных в селе Шушь Минусинского уезда Енисейской губернии, где в то же время отбывал ссылку В.И. Ленин, он и Н.К Крупская стали крёстными Анны Алексеевны.

Дочери «государственного преступника и ссыльного поселенца» пришлось много скитаться по Сибири, ее не принимали ни в одну «казенную» гимназию, поэтому учиться приходилось в частных. Гимназию в Туле она окончила с золотой медалью.

С 1916 по 1919 училась на Высших женских сельскохозяйственных курсах в Москве, одновременно в 1916 году поступила в Студенческую драматическую Студию Евгения Вахтангова. Совмещать занятия на курсах и в Студии было трудно, и Орочко выбрала Вахтанговскую студию, которую окончила в 1920 году.

Ученицей Анна Орочко репетировала роли Франсуазы в «Гавани» Мопассана, Электры в «Электре» Софокла и Ребекки в «Росмерсхольме» Ибсена — Вахтангов предполагал, что Орочко сыграет эту роль в спектакле 1-й Студии МХТ после О.Л. Книппер.

Навсегда запомнились Орочко слова Вахтангова о том, что ее амплуа — трагические образы. В плане вахтанговской постановки «Гамлета» ей была отведена режиссером роль Горацио с тем, чтобы впоследствии (после овладения техникой исполнения мужской роли) она играла Гамлета, дублируя Ю.А. Завадского.

Первой значительной актерской работой Орочко стала Адельма в «Принцессе Турандот» К. Гоцци (1922), которую она играла гордой, страстной, полной силы и сжигающего ее внутреннего огня, «клокотавшего в броне сдержанности» (Ю. Смирнов-Несвицкий).

Среди ролей, сыгранных ведущей актрисой Вахтанговской труппы Сурмилова (Лев Гурыч Синичкин), Марион де Лорм (Марион де Лорм), Алла Вадимовна (Зойкина квартира), Леди Мильфорд (Коварство и любовь), Гертруда (Гамлет), Орловская (Интервенция), Виконтесса де-Босеан (Человеческая комедия), Кручинина (Без вины виноватые), Сумасшедшая барыня (Гроза), Электра (Электра), Извекова Вера Никифоровна (Первые радости), Ганна Лихта (Заговор обреченных) — за эту роль в 1949 году А.А. Орочко была присуждена Государственная премия.

В годы Великой Отечественной войны Анна Орочко была художественным руководителем фронтового филиала Театра Вахтангова при Политуправлении 1-го Украинского фронта. Выпустила спектакли: «Бессмертный» по пьесе А. Н. Арбузова и А. К. Гладкова (1942) и «Наш корреспондент» по пьесе И. М. Меттера и Л. Левина (совместно с А. М. Габовичем и А. И. Ремизовой, 1942). Награждена орденом Отечественной войны II степени.

Педагогическую работу А. А. Орочко начала рано — в 1922 в школе Вахтангова. Преподавала и поставила ряд спектаклей в Московском Молодом театре, Современном театре, Студии Завадского и других.  Была художественным руководителем Колхозного театра Кировского района, где выпустила пять спектаклей.

В Театральном училище имени Б.В. Щукина в течение нескольких лет возглавляла кафедру актерского мастерства, с 1959 года — профессор. Под её руководством окончила училище Молдавская национальная студия (1960).

Среди учеников Анны Алексеевны Орочко — Владимир Этуш, Всеволод Сафонов, Александр Граве, Виктор Зозулин, Евгений Карельских, Антонина Дмитриева, Елена Добронравова, Мария Полицеймако, Феликс Антипов, Алла Демидова, Зинаида Славина, Борис Хмельницкий и другие выдающиеся артисты.

Орочко набрала и обучала курс, на котором в 1963 году Ю.П. Любимов  поставил студенческий спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, положивший начало Театру на Таганке.

Анна Алексеевна Орочко ушла из жизни 26 декабря 1965 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Читать далее Свернуть



Сурмилова (Лев Гурыч Синичкин, 1924)
Марион де Лорм (Марион де Лорм, 1926)
Алла Вадимовна (Зойкина квартира, 1926)
Леди Мильфорд (Коварство и любовь, 1930)
Гертруда (Гамлет, 1932)
Орловская (Интервенция, 1933)
Виконтесса де-Босеан (Человеческая комедия 1934)
Кручинина (Без вины виноватые, 1937)
Сумасшедшая барыня (Гроза, 1944)
Электра (Электра, 1946)
Ганна Лихта (Заговор обреченных, 1949) — за эту роль А. А. Орочко была присуждена Государственная премия.
Извекова Вера Никифоровна (Первые радости, 1950)

В качестве режиссера принимала участие в постановках:
Темп, 1930 (сорежиссер спектакля)
Перед заходом солнца, 1941 (сорежиссер спектакля)
Накануне, 1948 (сопостановщик спектакля)
Два веронца, 1952 (руководитель спектакля)

Спектакли фронтового филиала театра:
«Бессмертный» А. Арбузова и А. Гладкова, 1942
«Наш корреспондент» М. Меттера и Л. Левина (совместно с А. Габовичем и А. Ремизовой, 1942)

Хлеб (короткометражный, 1918)
Сампо (реж. А. Птушко, 1959)— Лоухи, демоническая героиня финского народного эпоса «Калевала»
Алые паруса (реж. А. Птушко, 1961) — соседка Лонгрена