Анна Орочко

Народная артистка РСФСР, Лауреат Государственной премии РФ

Анна Алексеевна Орочко родилась 14(26) июля 1898 года в селе Шуша Минусинского уезда Енисейской губернии в семье политических ссыльных. Дочери «государственного преступника и ссыльного поселенца» пришлось много скитаться по Сибири, ее не принимали ни в одну «казенную» (государственную) гимназию, поэтому учиться приходилось в частных. Окончила гимназию в Туле с золотой медалью. С 1916 по 1919 училась на Высших женских сельскохозяйственных курсах в Москве. Будучи слушательницей курсов, одновременно в 1916г. поступила в Студенческую драматическую студию под руководством Е. Б. Вахтангова. Совмещать занятия на курсах и в студии было трудно, и Орочко выбрала театральную студию, которую окончила в 1920 году. Анна Алексеевна Орочко служила в Театре имени Евг. Вахтангова с 1916 по 1965 год. Ученицей Анна Орочко репетировала роли Франсуазы в «Гавани» Мопассана, Электры в «Электре» Софокла и Ребекки в «Росмерсхольме» Ибсена — Вахтангов предполагал, что Орочко сыграет эту роль в спектакле 1-й Студии МХАТ после О. Л. Книппер. Навсегда запомнились Орочко слова Вахтангова о том, что ее амплуа — трагические образы. В плане вахтанговской постановки Гамлета ей была отведена режиссером роль Горацио с тем, чтобы впоследствии (после овладения техникой исполнения мужской роли) она играла Гамлета, дублируя Ю. А. Завадского. Первой значительной актерской работой Орочко стала Адельма в «Принцессе Турандот» К. Гоцци (1922), которую она играла гордой, страстной, полной силы и сжигающего ее внутреннего огня, «клокотавшего в броне сдержанности» (Ю. Смирнов-Несвицкий). Занимая положение одной из ведущих актрис труппы, А. А. Орочко тем не менее играла мало: роли, соответствовавшие ее трагическому амплуа, выпадали не часто. В годы войны А. А. Орочко возглавила Фронтовой филиал Вахтанговского театра. Педагогическую работу А. А. Орочко начала рано — в 1922 в школе Вахтангова. Преподавала и поставила ряд спектаклей в Московском Молодом театре, Современном театре, Студии Завадского и других.  Была художественным руководителем Колхозного театра Кировского района (выпустила пять спектаклей). В Театральном училище имени Б. В. Щукина была одним из ведущих профессоров (звание профессора было присвоено ей в 1959). В течение нескольких лет возглавляла здесь кафедру актерского мастерства. Под ее руководством закончила училище Молдавская национальная студия (1960). Именно Орочко набрала и обучала курс, на котором в 1963 г. Ю. П. Любимовым был поставлен студенческий спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, положивший начало Театру на Таганке. Анна Алексеевна Орочко ушла из жизни 26 декабря 1965 года.



Сурмилова (Лев Гурыч Синичкин, 1924)
Марион де Лорм (Марион де Лорм, 1926)
Алла Вадимовна (Зойкина квартира, 1926)
Леди Мильфорд (Коварство и любовь, 1930)
Гертруда (Гамлет, 1932)
Орловская (Интервенция, 1933)
Виконтесса де-Босеан (Человеческая комедия 1934)
Кручинина (Без вины виноватые, 1937)
Сумасшедшая барыня (Гроза, 1944)
Электра (Электра, 1946)
Ганна Лихта (Заговор обреченных, 1949) — за эту роль А. А. Орочко была присуждена Государственная премия.
Извекова Вера Никифоровна (Первые радости, 1950)

В качестве режиссера принимала участие в постановках:
Темп, 1930(сорежиссер спектакля)
Перед заходом солнца, 1941(сорежиссер спектакля)
Накануне, 1948(сопостановщик спектакля)
Два веронца, 1952(руководитель спектакля)

Спектакли фронтового филиала театра:
«Бессмертный» А. Арбузова и А. Гладкова, 1942
«Наш корреспондент» М. Меттера и Л. Левина (совместно с А. Габовичем и А. Ремизовой, 1942)

«Сампо» (реж. А. Птушко, 1959) — А. Орочко с необычайной силой сыграла роль демонической героини финского народного эпоса Калевала.