Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР
Николай Охлопков
Служил в Театре имени Евгения Вахтангова с 1938 по 1943 год.
Николай Павлович Охлопков поставил всего два спектакля в Вахтанговском театре — «Сирано де Бержерак» (1942) и «Фельдмаршал Кутузов» (1940), но остался в памяти всех, кто его знал и с ним работал, как яркая неординарная личность.
15 мая 1900 года — 8 января 1967 года
Николай Павлович Охлопков — режиссер, сценарист, актер — родился 15 мая 1900 года в Иркутске.
В 1910-1917 годах учился в Иркутском кадетском корпусе, в художественной студии-мастерской, в музыкальной школе по классу виолончели.
В Иркутском городском театре работал мебельщиком-декоратором, с 1918 по 1921 год служил там актёром, сегодня этот театр носит его имя.
1 мая 1921 года Охлопков поставил на городской площади Иркутска массовое действо «Борьба труда и капитала» с участием войск, вошедшее в историю советского театра, стал одним из организаторов Иркутского Молодого театра. Был отправлен на обучение в Москву.
Учился в ГИТИСе и параллельно играл в театре Революции и в ТИМе, в спектаклях которого выступил в нескольких заметных ролях. Занимался в мастерской при театре под руководством Вс.Э. Мейерхольда.
В 1930-1937 годах возглавлял Реалистический театр, где в 1935 году поставил «Аристократов» Н.Ф. Погодина, вызвавших большой интерес у мировых театральных деятелей во время Третьего театрального фестиваля в Москве. Экспериментировал с театральным пространством, опираясь на принципы греческого, китайского, японского и шекспировского театра.
После закрытия Реалистического театра в 1938 году перешёл в Театр имени Евгения Вахтангова, куда был приглашён по инициативе Б.В. Щукина и где работал по 1943 год.
В 1940 году Охлопков выпустил премьеру трагедии в стихах «Фельдмаршал Кутузов» В.А. Соловьёва. Спектакль получился монументальный, живописный, с выразительными массовыми сценами, с сильными актёрскими работами М.С. Державина (Кутузов), А.И. Горюнова (Наполеон), Л.Н. Свердлина (Багратион), М.Н. Сидоркина (Александр I) и был с восторгом принят зрителями.
После успеха первой постановки, Охлопков обратился к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», сам сделал инсценировку и снова пригласил к работе Державина, Свердлина и Сидоркина, а также А.Л. Абрикосова. Однако, этому замыслу не суждено было осуществиться. Перед самым началом войны Охлопков выехал в Минск, попал под бомбёжку, чудом выбрался, вернулся в Москву.
Вместе с вахтанговцами уехал в эвакуацию в Омск, где в 1942 году поставил спектакль по героической комедии Э. Ростана «Сирано де Бержерак» с Рубеном Симоновым в заглавной роли и Цецилией Мансуровой в роли Роксаны. Спектакль стал вахтанговской победой и украшал репертуар театра более 10 лет (позже заглавную роль играли М.Ф. Астангов и Ю.П. Любимов).
По воспоминаниям современников, Н.П. Охлопков хотел остаться в Вахтанговском театре на должности главного режиссёра при художественном руководстве Р.Н. Симонова. Получив отказ, возглавил Московский театр драмы (с 1954 г. – Театр им. Вл. Маяковского), но навсегда сохранил тёплые отношения с вахтанговцами.
В Театре Маяковского поставил выдающиеся спектакли: «Молодая гвардия» А.А. Фадеева (1947), «Гроза» А.Н. Островского (1953), «Гамлет» У. Шекспира (1954), «Иркутская история» А.Н. Арбузова (1960), «Медея» Еврипида (1961).
В качестве режиссера Н.П. Охлопков много работал в театрах Москвы и Ленинграда, был также постановщиком оперных спектаклей в Большом театре СССР.
В 1955-1956 г.г.- заместитель Министра культуры СССР.
Педагог ГИТИСа, профессор, член-корреспондент Берлинской академии художеств.
В 1930-х годах работал сценаристом и режиссером в кино. Первая роль в кино — Скрипач в фильме «Банда батьки Кныша», 1924.
Николай Павлович Охлопков ушел из жизни 8 января 1967 года.