Здание
Сегодня
Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова расположен в историческом центре Москвы, в самом её сердце, в середине Старого Арбата. Начиная с 2008 года театр ежегодно и планомерно проводит переоборудование сценического оснащения, в результате которого сегодняшний световой и звуковой комплексы Основной сцены театра являются одними из лучших в России. Летом 2011 года произведен серьезный ремонт зрительного зала театра (среди прочего: положен новый дубовый паркет, заново обтянуты зрительские кресла, которые были установлены ещё в 1948 году, отреставрировано декоративное убранство).
В 2020 году в рамках подготовки к 100-летию театра был реализован второй этап реконструкции Основной сцены: полностью поменяли верхнюю механизацию, все штанкетные подъемы, на которые подвешиваются декорации. На месте старых конструкций (ручных подъёмов с противовесом), прослуживших более 70 лет, установили 48 новых – электромеханических, с грузоподъёмностью каждого от 300 до 500 кг. Реконструировали главный распределительный электрощит в историческом здании, осуществили монтаж световой дороги на Основной сцене, которая даёт возможность осветителям перемещать приборы между кулисами одним движением руки. Также смонтировали новую систему хранения в декорационном кармане (специальном помещении, прилегающем непосредственно к сцене): ввели в эксплуатацию антресоль, на которую при помощи механической лифтовой площадки будут поднимать элементы декораций. Сделали новое рабочее освещение на колосниках (так называется решётчатый настил, расположенный над сценической площадкой на высоте 20 метров) и на рабочих галереях. В фойе и зрительном зале осуществили циклевку полов, стены зала покрасили в соответствии со специальным колористическим паспортом, потому что большой зал, как и всё здание, является предметом исторической охраны. Кроме того, было отремонтировано множество служебных помещений. Завершили звуковую инсталляцию в большом зрительском фойе Основной сцены, теперь там можно проводить любые мероприятия, и слышимость будет отличная. На фасаде, идя в ногу со временем, вместо старых афишных стендов установили светодиодные экраны.
14 сентября 2020 года состоялось торжественное открытие памятника Евгению Богратионовичу Вахтангову у стен Театра. Над воплощением образа основателя нашего театра работали скульптор, народный художник России Александр Иулианович Рукавишников, главный художник Театра, заслуженный художник России Максим Владимирович Обрезков и заслуженный архитектор России Игорь Николаевич Воскресенский. Сидящий Вахтангов, одетый в неформальный летний костюм, изображён на фоне складок театрального занавеса, на котором можно прочитать названия ста лучших спектаклей, поставленных за 100 лет существования Театра. И, конечно, первыми в этом списке шедевры самого Вахтангова – «Чудо святого Антония» и «Принцесса Турандот». Вахтангов сидит, чуть задумчиво склонив голову, словно прислушиваясь к чему-то, в нём нет торжественной статуарности – есть ощущение вечной, непрекращающейся жизни.
Бронзовое изваяние, весом около 2,5 тонн, установлено точно по центру фасада нашего здания в проёме архитектурного портала. Памятник выполнен по историческому снимку 1911-13 годов. Он относится к тому периоду, когда Евгений Богратионович вместе со своим учителем и наставником Леопольдом Антоновичем Сулержицким отдыхал на Днепре, на Княжей Горе. Он молод, талантлив, здоров, полон сил, вынашивает грандиозные планы.
Вчера
Сезон 1920/1921 года Вахтанговской (по сути) и Мансуровской (по местоположению и названию) студии был судьбоносным – она принята в структуру Художественного театра под именем его Третьей студии. Уже осенью она получила государственное финансирование а, главное, своё собственное здание. Прежнее помещении Студии в Мансуровском переулке требовало арендной платы, которую было доставать все труднее. После долгих поисков выбор пал на особняк В.П. Берга на Арбате, покинутый бывшими хозяевами Сабашниковыми и пустующий по причине пожара, уничтожившего потолки в средней части дома и испортившего крышу. Шикарный особняк В.П. Берга, владельца уральских приисков, выстроили на Арбате, 26 в 1873 году. Проект был заказан известному архитектору Александру Каминскому, ученику самого Тона. Александр Степанович относился к представителям направления эклектики в архитектуре и умел органично сочетать между собой классицизм и «русский стиль», а также элементы необарокко и неоренессанса.
В 90-х годах девятнадцатого столетия дом принадлежал уже братьям Михаилу и Сергею Сабашниковым, крупным книжным издателям. Во владениях они разместили и свою контору. После революции семнадцатого года двадцатого столетия здание было национализировано.
Итак, Третья студия выхлопотала себе особняк по адресу Арбат, 26. Помощь оказал нарком Просвещения А.В. Луначарский, тепло относившийся к Вахтангову. Не обошлось без влияния Вл. И. Немировича-Данченко и Е.К. Малиновской – управляющей государственными театрами, а с 1920 г. занимавшей должность директора Большого театра. Капитальной перестройки здания не было – существующие помещения в 1921 г. приспособили к нуждам театра-студии. В большой гостиной оборудовали зал с 12 рядами кресел, всего на 150 человек, а смежную с гостиной комнату отвели под сцену. В кирпичной стене проломали небольшой портал. 13 ноября 1921 года здесь был сыгран первый спектакль для публики – «Чудо святого Антония».
В 1922 г. умер Евгений Вахтангов. Четыре года спустя студия была переименована в Государственный театр им. Е. Вахтангова. Театр пользовался большой популярностью и нуждался в более просторных помещениях. Внутренний двор послужил резервом для дальнейшего расширения театра. Еще в 1920-х гг. зал был увеличен до 600 мест, потом до 900. При входе оборудовали парадный вестибюль, площадь которого в несколько раз превышала первоначальную площадь всего театра. После реконструкции 1929 г. вместимость зала возросла до 1100 человек. Многоярусный театральный зал с новой сценой возник на месте бывшего двора.
Во время одной из первых бомбардировок Москвы, в ночь с 24 на 25 июля 1941 года, в здание театра попала бомба. Остатки декораций, со слов арбатских старожилов, долгое время пролежали на улице и в ближайших переулках. От взрывной волны погибли те, кто дежурил на улице около театра – актёры Василий Васильевич Куза (1902-1941) и Николай Фёдорович Чистяков (1904-1941), курьер П.П. Ланцов. Работы по восстановлению здания проводились ещё до окончания Великой Отечественной войны и были полностью завершены к 1948 году. Начались репетиции и знакомство с новым для театра пространством. А в ноябре 1949 года состоялась премьера спектакля «Крепость на Волге» в постановке Р. Симонова.
Привычные нам помещения Вахтанговского театра, в которые уже более 70 лет ежевечерне приходят зрители, своим устройством и внешним видом обязаны академику архитектуры Павлу Васильевичу Абросимову (1900-1961). В результате реконструкции значительно увеличились, стали удобнее вестибюль и фойе, обновился зрительный зал на 1100 мест с партером, амфитеатром, ложами бенуара, бельэтажем и балконом. Была полностью перестроена передняя, фасадная часть здания, выходящая на Арбат, и существенно изменены интерьеры зрительской части, которым Абросимов придал черты античного храма.