«АМАДЕЙ». Первая премьера на Основной сцене в 102-м сезоне!
7 и 8 марта 2023 года на Основной сцене Театра имени Евгения Вахтангова пройдут премьерные показы спектакля «АМАДЕЙ».
Фото — Александра Торгушникова
Режиссёр-постановщик спектакля – Анатолий Шульев.
Сценическая версия Сергея Плотова.
В главных ролях: Вольфганг Амадей Моцарт – Виктор Добронравов, Антонио Сальери – Алексей Гуськов.
В спектакле также участвуют: Екатерина Крамзина, Полина Рафеева, Фёдор Воронцов, Олег Макаров, Евгений Косырев, Александр Рыщенков, Валерий Ушаков, Каролина Койцан, Эюб Фараджев, Семён Арзуманов, Мамука Патарава, Григорий Здоров.
Антонио Сальери обещает Богу целомудрие и праведную жизнь в обмен на возможность стать знаменитым композитором. Он убеждён, что Бог согласился на эту сделку. Но когда дар гениальности получает от Бога не он, а Моцарт, бестактный и взбалмошный подросток, Сальери понимает, что обманут. Имя Amadeus означает любовь Бога, и эта любовь обращена на Моцарта, а не на Сальери.
Для Сальери мучительно осознавать, что Бог выбрал своим инструментом другого человека. Он объявляет сделку с Богом недействительной и начинает ему мстить, уничтожая Моцарта. Тот факт, что Сальери единственный, кто при дворе императора способен в полной мере оценить талант Моцарта, развязывает ему руки.
КРАТКОЕ ИНТЕРВЬЮ, ПОДГОТОВЛЕННОЕ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ТЕАТРА ВАХТАНГОВА:
Отвечает народный артист России Алексей Гуськов:
В роли Сальери Вас будут неизбежно сравнивать с Олегом Табаковым и Иннокентием Смоктуновским. Думаете ли Вы об этом в процессе работы над спектаклем? Каким будет Ваш Сальери? Какого человека Вы будете играть?
Сделаю ли я лучше или хуже – нет, этот вопрос я себе не задаю. Обращение к известному произведению – это же не стирание пыли с музейного экспоната. Это ответ на вопрос, что в этом произведении важно для нас сегодня, о чём именно мы хотим поговорить с сегодняшним зрителем. Есть хорошая фраза аргентинского психотерапевта Хорхе Букая: детям рассказывают истории, чтобы они уснули, а взрослым – чтобы они проснулись. Я надеюсь, что зрители, которые придут на наш спектакль, не будут там спать.
Сальери заключил сделку с Богом, обменяв свою жизнь на возможность стать известным композитором. А затем оказалось, что в музыке Моцарта эта жизнь была, а в музыке Сальери – нет. Потому что Бог и есть сама жизнь. И Бог не заключает сделок. Моцарт жизнь жил, а Сальери жизнь себе придумал. Поэтому долгая жизнь Сальери стала ему в тягость, а короткая жизнь Моцарта была прекрасной. Вот тема, которая волнует меня сегодня.
А если говорить уже более конкретно, то сегодняшнее обращение к известному произведению предполагает сегодняшнюю стилистику. И я думаю, что мы её нашли.
Всё, что происходит, мы увидим через воспоминания Сальери, пережившего Моцарта на много лет, услышим его монологи, почувствуем его горечь. Он будет трогательным, человечным, ошибающимся. Это не все знают, но Сальери был очень талантливым композитором, которого чрезвычайно ценили и его современники и следующие поколения, Бетховен, Лист, Шуберт.
Отвечает заслуженный артист России Виктор Добронравов:
Можно ли сыграть гениальность? Известность Моцарта такова, что его образ неуравновешенного вундеркинда стал практически элементом поп-культуры. Узнаем ли мы что-то новое о Моцарте после спектакля? Каким будет Ваш Моцарт? Будем ли мы его любить?
Гениальность сыграть нельзя. Можно спародировать представление о ней, взлохматить волосы, надеть круглые очки или неподходящий по размеру костюм. Но все и так знают, что Моцарт был гениален, мне не нужно это играть.
Моцарт живёт в наших представлениях, в мемуарах, в исследованиях, в художественных произведениях, но мы не знаем, каким он был на самом деле. В кино есть понятие «актёрского дубля», когда актёр показывает свою версию сцены, как он её видит. Так и в спектакле будет моя актёрская версия Моцарта.
Я вижу человека, любящего жизнь и черпающего в ней своё вдохновение, недоступное для Сальери. В отличие от Сальери Моцарт подбирает своё вдохновение буквально с пола, не боясь пропускать жизнь через себя и полностью принимая тот факт, что он сам инструмент в руках Бога. Безусловно, он виртуозный музыкант с великолепной техникой, но источник его гениальности находится в его восприимчивости к жизни, в его открытости.
В конечном счёте, мы рассказываем о двух сторонах творчества, ремесле и вдохновении. Если убрать одно или другое, творчество станет невозможным. А любить или не любить Моцарта – это любить или не любить его отношение к жизни, соглашаться с ним или нет.
Отвечает режиссёр спектакля Анатолий Шульев:
Накладывает ли тот факт, что вы снова ставите спектакль в Театре Вахтангова, но теперь уже на Основной сцене, отпечаток на Вашу работу? Является ли публика Театра Вахтангова особенной по сравнению с другими театрами? Чем история Моцарта и Сальери может заинтересовать сегодняшнего зрителя?
Работать в Театре Вахтангова для меня сегодня – это, как если бы я взрослым вернулся в дом, в котором вырос. В Театре Вахтангова своя особая атмосфера, свои традиции, это особая актёрская школа, но мне всё это очень близко. Здесь я будто говорю со всеми на одном языке, и мы тратим меньше времени на попытки сговориться, а больше – на творческие поиски.
Основная (историческая) сцена, безусловно, накладывает отпечаток на работу. Это огромное пространство, его надо освоить, надо построить в этом пространстве мир путаных воспоминаний Сальери, мир музыкальной неординарности Моцарта. И именно чёрная бездонная пропасть Вахтанговской сцены помогает усилить темы, звучащие в этой истории, она помещает голос человека в контекст Вечности.
Не могу сказать, чем публика Театра Вахтангова отличается от публики в других театрах, но знаю, что планка очень высока. История Вахтанговского театра насчитывает ряд абсолютно легендарных спектаклей и, так или иначе, работая на Основной сцене, это приходится держать в голове. Конечно, театр должен чтить прошлое, гордиться им, но живёт он всё-таки настоящим и немного будущим, моментами, когда работа всего коллектива встречается со зрителем. Мы работаем ради этой встречи.
История Моцарта и Сальери – это не только исторический эпизод, это уже почти миф, который поднимает много важных вопросов о человеческой жизни. Собственно, каждый рано или поздно спрашивает себя: как стать счастливее, чем наполнить собственную жизнь, чтобы она имела смысл, и что останется после неё. Сальери вместе с Моцартом и другими героями ищет ответы на эти вопросы прямо на наших глазах и находит порой довольно парадоксальные ответы. Поэтому я уверен, что каждый зритель найдёт в этой истории что-то для себя.
Над постановкой работали: Максим Обрезков (сценография), Мария Данилова (костюмы), Полина Шульева (композитор), Александр Матвеев (художник по свету), Евдокия Прошакова (помощник режиссёра).
В спектакле прозвучат следующие музыкальные произведения:
Вольфганг Амадей МОЦАРТ
1. Piano_Concert_No_21_Andante_21
2. Piano Concerto No.23 In A, K.488 — 2. Adagio
3. Divertimento No. 5 in D Major
4. Die Entführung aus dem Serail, Act 1 Ach, ich liebe, war so glücklich! [Konstanze]
5. Piano Sonata No. 12 in F Major, K. 332 — II. Adagio
6. Fantasia in D Minor, KV 397_
7. I Kyrie
8. Le Nozze di Figaro, Contessa Perdono
9. Le Nozze di Figaro, ACT 3_ Amanti costanti
10. Le Nozze di Figaro, ACT 1_ Non più andrai
11. Le Nozze di Figaro, Wedding March
12. Introitus. Requiem aeternam
13. Die Zauberflöte, K. 620_ Pa-Pa-Pa-Papagena
14. Ave verum corpus, K.618
15. Rondo for Piano and Orchestra in D K382 String Quartet No.23 in F
16. Flute Quartet in D, K.285- 2.Adagio
Антонио САЛЬЕРИ
Les Danaïdes_ Act II Scene 3_ Aria_ Foudre celeste! je t’appelle! (Hypermnestre)
А также вариации Полины Шульевой на эти темы.
Анатолий Шульев – выпускник режиссёрского факультета Театрального института им. Б.В. Щукина. Его преддипломный спектакль «Король умирает» по пьесе Э. Ионеско вошёл в репертуар Новой сцены Вахтанговского театра. В Театре Вахтангова Анатолий Шульев поставил «Дурочку» Лопе де Веги, а также новеллу «Принуждение» в спектакле «Стефан Цвейг. Новеллы». В Театре им. Маяковского поставил спектакли «Я была в доме и ждала…» по пьесе Ж.-Л. Лагарса, «Бешеные деньги» по пьесе А. Островского, селебрити-драму «ДОНЖУАН», «Старший сын» по пьесе А. Вампилова, «Как важно быть серьезным» по пьесе О. Уайльда, «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А. Островского. С сентября 2017 года Анатолий Шульев преподаёт на актёрском факультете Российского института театрального искусства – ГИТИС. Поставленные им в качестве режиссёра короткометражные фильмы отмечены на многочисленных фестивалях.
Премьера 7 марта 2023 года.
Основная сцена Театра имени Евгения Вахтангова.
Ближайшие даты спектакля:
7, 8, 17, 24 марта, 7, 8, 22 апреля 2023 года.