Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР
Николай Плотников
Имя Николая Плотникова, безусловно, входит в плеяду великих Вахтанговцев. И хотя он не был учеником Вахтангова, не учился в его Студии, характер его дарования словно вобрал в себя все то главное, основополагающее, что составляло суть Вахтанговской школы. Каждая его роль становилась подлинным шедевром.
В Театре имени Евгения Вахтангова он служил 41 год.
24 октября 1897 – 3 февраля 1979
Николай Сергеевич Плотников родился 23 октября (5 ноября) 1897 года в г. Вязьма Смоленской губернии.
Уже с первых шагов судьба связала его с театром невидимыми, но крепкими нитями. Николай Плотников получил специальность литографа, воевал на фронтах Первой мировой и Гражданской войн. В его семье пели под гитару, читали стихи, поэтому не случайно он пришёл в театральную студию при МХТе, где занимался под руководством Михаила Чехова, ближайшего друга и коллеги Евгения Вахтангова.
С 1920 года Плотников ставил спектакли и участвовал в них в родной Вязьме. В Народном театре сыграл роль Текльтона в «Сверчке на печи» и Фрезера в «Потопе» – роли, в которых в спектаклях Первой студии МХТ блистал сам Вахтангов. Позже работал в московских театрах – Реалистическом и в театре Красной Армии.
В 1938 году сложившимся мастером Николай Сергеевич Плотников пришёл в Вахтанговский театр.
Здесь его первой ролью стал провинциальный комик Шмага, умный и проницательный гаер, циник с тонкой душой. А потом он сыграл вездесущего Труффальдино («Слуга двух господ» К. Гольдони), проныру Лепорелло из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина, деревенского балагура, человек себе на уме, уморительно смешного деда Сливу («Стряпуха» и «Стряпуха замужем» А.В. Софронова), лукавого лицедея императора Домициана («Дион» Л.Г. Зорина). Домициан в исполнении Плотникова был хитрым, умным, изощренным, завораживал иезуитской улыбкой. Его внешняя милота не обманывала. Это был коварный и жестокий фигляр.
Одной из вершин его творчества стал блестяще сыгранный сановник Крутицкий, ярый враг прогресса, не лишенный игривости старый селадон («На всякого мудреца довольно
простоты» А. Н. Островского). Глуповатость его Крутицкого все время заставляла подозревать, не играет ли он, не маска ли это, которая позволяет весело и безответственно вписаться в новые реалии изменившейся жизни?
Теплота и искренность отличали созданные им образы современников: Сердюк («Иркутская история» А.Н. Арбузова), академик Камшатов («Коронация» Л.Г. Зорина), который был человеком значительным, характером многоплановым.
В 1940 году в его постановке в Театре имени Евгения Вахтангова вышел спектакль «Тарас Бульба» по повести Н.В. Гоголя. В различных театрах страны поставил около 30-ти спектаклей.
В кино запомнились сыгранные им обречённый, но сильный духом учёный Синцов («Девять дней одного года») и Ниточкин («Твой современник»). Это были не просто хорошо сделанные роли – философское осмысление прожитого и совершённого, размышление о смысле жизни и назначении человека.
Преподавал в ГИТИСе (1932-1951), ВГИКе (1937-1939), актёрской школе при киностудии «Мосфильм» (1935-1937), профессор (1946).
Николай Сергеевич Плотников имел все возможные для актёра звания в советской стране. Уже в 1933 году стал Заслуженным артистом РСФСР, в 1966 году — Народным артистом СССР. В Вязьме, на его родине, в 1980 году, появилась улица имени Николая Плотникова, а на здании Народного театра открыли мемориальную доску.
Николай Сергеевич Плотников ушел из жизни 3 февраля 1979 года.