Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР

Николай Плотников

Имя Николая Плотникова, безусловно, входит в плеяду великих Вахтанговцев. И хотя он не был учеником Вахтангова, не учился в его Студии, характер его дарования словно вобрал в себя все то главное, основополагающее, что составляло суть Вахтанговской школы. Каждая его роль становилась подлинным шедевром.

В Театре имени Евгения Вахтангова он служил 41 год.

24 октября  1897  – 3 февраля 1979

Николай Сергеевич Плотников родился 23 октября (5 ноября) 1897 года в г. Вязьма Смоленской губернии.

Уже с первых шагов судьба связала его с театром невидимыми, но крепкими нитями.  Николай Плотников получил специальность литографа, воевал на фронтах Первой мировой и Гражданской войн. В его семье пели под гитару, читали стихи, поэтому не случайно он пришёл в театральную студию при МХТе, где занимался под руководством Михаила Чехова, ближайшего друга и коллеги Евгения Вахтангова.

С 1920 года Плотников ставил спектакли и участвовал в них в родной Вязьме. В Народном театре сыграл роль Текльтона в «Сверчке на печи» и Фрезера в «Потопе» – роли, в которых в спектаклях Первой студии МХТ блистал сам Вахтангов.  Позже работал в московских театрах – Реалистическом и в театре Красной Армии.

В 1938 году сложившимся мастером Николай Сергеевич Плотников пришёл в Вахтанговский театр.

Здесь его первой ролью стал провинциальный комик Шмага, умный и проницательный гаер, циник с тонкой душой. А потом он сыграл вездесущего Труффальдино («Слуга двух господ» К. Гольдони), проныру Лепорелло из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина, деревенского балагура, человек себе на уме, уморительно смешного деда Сливу («Стряпуха» и «Стряпуха замужем» А.В. Софронова), лукавого лицедея императора Домициана («Дион» Л.Г. Зорина). Домициан в исполнении Плотникова был хитрым, умным, изощренным, завораживал иезуитской улыбкой. Его внешняя милота не обманывала. Это был коварный и жестокий фигляр.

Одной из вершин его творчества стал блестяще сыгранный сановник Крутицкий, ярый враг прогресса, не лишенный игривости старый селадон («На всякого мудреца довольно
простоты» А. Н. Островского). Глуповатость его Крутицкого все время заставляла подозревать, не играет ли он, не маска ли это, которая позволяет весело и безответственно вписаться в новые реалии изменившейся жизни?

Теплота и искренность отличали созданные им образы современников: Сердюк («Иркутская история» А.Н. Арбузова), академик Камшатов («Коронация» Л.Г. Зорина), который был человеком значительным, характером многоплановым.

В 1940 году в его постановке в Театре имени Евгения Вахтангова вышел спектакль «Тарас Бульба» по повести Н.В. Гоголя. В различных театрах страны поставил около 30-ти спектаклей.

В кино запомнились сыгранные им обречённый, но сильный духом учёный Синцов («Девять дней одного года») и Ниточкин («Твой современник»). Это были не просто хорошо сделанные роли – философское осмысление прожитого и совершённого, размышление о смысле жизни и назначении человека.

Преподавал в ГИТИСе (1932-1951), ВГИКе (1937-1939), актёрской школе при киностудии «Мосфильм» (1935-1937), профессор (1946).

Николай Сергеевич Плотников имел все возможные для актёра звания в советской стране. Уже в 1933 году стал Заслуженным артистом РСФСР, в 1966 году — Народным артистом СССР.  В Вязьме, на его родине, в 1980 году, появилась улица имени Николая Плотникова, а на здании Народного театра открыли мемориальную доску.

Николай Сергеевич Плотников ушел из жизни 3 февраля 1979 года.

Читать далее Свернуть



В 1947 году был награждён Сталинской премией — за участие в фильме «Клятва» Михаила Чиаурели.
В 1970 году, вместе с Юрием Яковлевым и Николаем Гриценко, получил Государственную премию — за один из лучших в истории Вахтанговского театра спектаклей «На всякого мудреца довольно простоты» (режиссёр А. Ремизова).
К 75-летию и 80-летию, за заслуги перед театральным искусством, Николая Сергеевича Плотникова наградили двумя орденами Ленина.

Шмага (Без вины виноватые, 1939)
Казак (Путь к победе, 1939)
Земляника (Ревизор, 1940)
Иван Лаутин (Учитель, 1940)
Павлин (Егор Булычев и другие, 1941)
Рембо (Фельдмаршал Кутузов, 1941)
Ременюк (Шел солдат с фронта, 1941)
Шкуро (Олеко Дундич, 1942)
Козловский (Русские люди, 1942)
Крикун (Фронт, 1942)
Труффальдино (Слуга двух господ, 1943)
Лорио (Мадемуазель Нитуш, 1944)
Василий Шуйский (Великий государь, 1945)
Шульга (Молодая гвардия, 1948)
Джо Келлер (Все мои сыновья, 1948)
Павлищев (Огненная река, 1949)
Дженнари (Миссурийский вальс, 1950)
Жавер (Отверженные, 1950)
Ленин (Человек с ружьем, 1954)
Шамраев (Чайка, 1954)
Шкуро (Олеко Дундич, 1955)
Тарас Маякин (Фома Гордеев, 1956)
Василий Федорович (Одна, 1956)
Ленин (Большой Кирилл, 1957)
Полоний (Гамлет, 1958)
Лепорелло (Маленькие трагедии, 1959)
Дед Слива (Стряпуха, 1959, Стряпуха замужем, 1961)
Сердюк («Иркутская история», 1959)
Грацианский (Русский лес, 1961)
Доктор (Живой труп, 1962)
Домициан (Дион, 1963)
Борода (Планета Надежды, 1966)
Крутицкий (На всякого мудреца довольно простоты, 1968)
Камшатов (Коронация, 1969)
Волжанин (Человек с ружьем, 1970)
Мефодий (Шаги Командора, 1972)
Нури (Женщина за зеленой дверью, 1973)
Коршунов (Чем люди живы, 1978)

«Тарас Бульба» по повести Н.В. Гоголя, 1940

Дела и люди, 1932
Одна радость, 1933
Восстание камней, 1934
Мечтатели, 1934
Вражьи тропы, 1935
Поколение победителей, 1936
Белеет парус одинокий, 1936
Зори Парижа, 1937
Ленин в 1918 году, 1938
В людях, 1939
Семья Оппенгейм, 1939
Мои университеты, 1940
Свадьба», 1944
Клятва, 1946
Марите, 1947
Академик Иван Павлов, 1947
Сталинградская битва, 1947
Падение Берлина, 1950
Об этом забывать нельзя, 1954
Пролог, 1956
Девять дней одного года, 1962
Твой современник, 1967

В фильме «Семья Оппенгейм» Н. С. Плотников выступил в качестве сорежиссёра.