Александр Корнейчук

Фронт (1942)

Пьеса впрямую про войну была необходима и театру, и зрителям. Армия отступала, ждали спектакля, поднимающего боевой дух. Пьеса А. Корнейчука была точным выполнением политического заказа (прямого заказа Сталина). Только появившись, она сразу была напечатана в «Правде». Двадцати двум театрам страны предоставлялось почетное право постановки «Фронта». Спектакль вахтанговцев москвичи увидели только через год, когда театр вернулся из эвакуации, но постановка тут же была признана лучшей.

В 1975 году спектакль был восстановлен Е. Р. Симоновым. Роль Горлова в новой постановке исполнил Михаил Ульянов, а Огнева — Василий Лановой.

«В исполнении Бабочкиным роли Огнева четко видны кровная связь Огнева с Красной Армией, его уважение к традициям гражданской войны, которые, однако, отнюдь не превращаются для него в догмы, мешающие учиться новому. Хорошо передает актер вдумчивость Огнева, трезвую и критическую оценку им собственных сил и сил врага, его ум, его стремление к знаниям, его темперамент война и убежденность руководителя, знающего, что путь, им выбранный, верен. Актер дал образ умного, знающего, никогда не успокаивающегося на достигнутом, всегда идущего вперед, талантливого и волевого молодого советского генерала, рожденного Великой Отечественной войной. Не изменило Бабочкину, как всегда, и его редкостное актерское обаяние.

Весьма примечательно исполнение Алексеем Диким роли Ивана Горлова. В той ее интерпретации, которую принял для себя актер, он ведет ее с мастерством и достигает большой впечатляющей силы. Многие детали отработаны великолепно. Алексей Дикий сильно изобразил черты невежества и самодурства в характере Горлова, его сугубо отрицательную роль в руководстве фронтом.

Симонову, как постановщику спектакля «Фронт», удалось в его исканиях истинной театральности сценического искусства осуществить наибольшее слияние характера постановки с существом пьесы, т.е. то, к чему и должен стремиться постановщик. Этот спектакль в целом — значительное достижение театра.

Скупость и строгость оформления (спектакль идет в сукнах), обращение героев пьесы в их монологах к зрительному залу — все это подлинные находки, плод продуманной работы режиссера. Спектакль вполне отвечает характерным особенностям пьесы А. Корнейчука, ее публицистической  заостренности».  (Ю. Лукин,  «Театр» за 1942 г.).

Основная сцена

Премьера состоялась 6 ноября 1942 года

Действующие лица и исполнители:

Горлов Алексей Дикий
Михаил Державин
Гайдар Иосиф Толчанов
Николай Пажитнов
Благонравов,
начальник штаба фронта
Николай Смирнов
Огнев,
командующий армией
Андрей Абрикосов
Борис Бабочкин
Николай Емельянов
Колос,
командир кавгруппы
Анатолий Горюнов
Орлик,
начальник политотдела армии
Лев Снежницкий
Удивительный,
начальник разведотдела штаба фронта
Александр Бизюков
Горлов Мирон Николай Бубнов
Горлов Сергей Игорь Доронин
Свечка,
гвардии полковник
Алексей Емельянов
Крикун,
специальный корреспондент
Николай Плотников
Тихий,
редактор фронтовой газеты
Григорий Мерлинский
Остапенко,
гвардии сержант
Борис Шухмин
Гомелаури
гвардии младший сержант
Рафик Экимов
Башлыков,
гвардии сержант
Федор Одиноков
Шаяметов
гвардии младший сержант
Иван Каширин
Маруся,
санитарка
Дина Андреева
Варвара Попова
Хрипун,
начальник связи фронта
Михаил Сидоркин
Местный,
председатель горисполкома
Владимир Балихин
Грустный,
артист
Виктор Кольцов
Николай Гриценко
Ясный,
майор-командир полка
Константин Монов
Печенка,
боец
Евгений Максимов
2-й боец Георгий Иванов
Анатолий Борисов
Начальник штаба Огнева Александр Кашперов
Капитан — начальник связи Михаил Жарковский
Адъютант Горлова Владимир Колчин
Адъютант Огнева Юрий Игельстром
Майор Гусаков Виктор Эйхов

Постановочная группа:

Постановка Рубен Симонов
Художник Вадим Рындин
Композитор Александр Голубенцев
Дирижер Ростислав Архангельский