Заслуженный артист РСФСР
Осип Басов
Служил в Театре имени Евгения Вахтангова с 1919 по 1934 год.
В искусстве одного из наиболее ярких представителей Вахтанговской школы точность и выразительность внешнего рисунка роли определялись глубокой правдой чувств, отчётливой социальной характеристикой образа. Обладая меткой наблюдательностью, мягким юмором, непосредственностью, Осип Басов находил разнообразные приёмы и краски для обрисовки своих героев.
14 ноября 1892 — 10 октября 1934
Осип Николаевич Басов родился 14 ноября 1892 году.
Окончил гимназию в Санкт-Петербурге и в 1911 году поступил в Психоневрологический институт.
После начала Первой мировой войны ушёл на фронт. В 1915 году был ранен и попал в плен. Вернувшись из Австрии в 1918 году вступил в Красную армию.
В 1918 году поступил в Мамоновскую студию, а в 1919 году перешёл в Студию Евгения Вахтангова. Служил в Театре имени Евгения Вахтангова с 1919 по 1934 год.
Первые роли Осипа Басова — капитан Ревунов-Караулов («Свадьба» А.П. Чехова, 1920), Гюстав («Чудо святого Антония» М. Метерлинка, 1921), Альтоум («Принцесса Турандот» К. Гоцци, 1922) — были подготовлены под руководством Е.Б. Вахтангова.
В дальнейшем Басов сыграл ряд характерных ролей, преимущественно комедийного плана: Подколесин («Женитьба» Н.В. Гоголя, 1924), князь Ветринский («Лев Гурыч Синичкин» Л. Ленского, 1924), Федот («Виринея» Л. Сейфуллиной, 1925), Людовик XIII («Марион Делорм», В. Гюго, 1926), а также Миллер («Коварство и любовь» Ф. Шиллера, 1930).
Крупнейшая работа О.Н. Басова — Достигаев в постановках Бориса Захавы «Егор Булычев и другие» (1932) и «Достигаев и другие» (1933).
Осип Басов работал и как режиссёр, участвовал в выпуске спектаклей: «Коварство и любовь» Ф. Шиллера (вместе с П. Антокольским и Б. Захавой, 1930), «Темп» Н. Погодина (вместе с Анной Орочко, Борисом Щукиным и Константином Мироновым, 1930), «Дорога цветов» В. Катаева (вместе с Иосифом Рапопортом, 1934) и др.
В 1934 году руководил московским Современным театром.
Осип Николаевич Басов ушел из жизни 10 октября 1934 года.