Заслуженный деятель искусств РСФСР

Владимир Шлезингер

Владимир Георгиевич Шлезингер — любимец зрителей и коллег-вахтанговцев, «человек — праздник», с удивительным чувством юмора, с поразительной музыкальностью, —  поставил бесчисленное количество водевилей в Театре и Училище, которые мало кто умел ставить так изящно, так актерски безупречно, что многих его выпускников принимали в театры именно благодаря этим работам.

В Вахтанговском театре выпустил восемь спектаклей, среди которых имели большой успех: «Приключения Гекльберри Фина» (1958), «Дион» (1965), «Западня» (1968), «Мещанин во дворянстве» (1971), «Будьте здоровы» (1983) и др.

26 мая 1922 — 16 апреля 1986

В Школу при Театре имени Евгения Вахтангова он пришел в 1941 году и сразу из-за начала войны эвакуировался с театром в Омск, где продолжал свое обучение. Его педагогами были Борис Евгеньевич Захава и Цецилия Львовна Мансурова —  прямые ученики Евгения Вахтангова. Как и все студенты, он совмещал учебу с работой в театре.

В 1944 году Владимир Шлезингер окончил училище и был принят в труппу Театра имени Евгения Вахтангова, в котором служил до последних дней своей жизни.

Владимир Шлезингер сыграл около небольших 60 ролей,  и, когда персонаж был созвучен его характеру и чувству юмора — это было замечательно. Его знаковыми ролями стали пан Казик в «Дамах и гусарах» (1960), учитель философии в спектакле «Мещанин во дворянстве» (ввелся в 1971 году), Альтоум, Труффальдино, Панталоне  в «Принцесса Турандот» (1963).

Людмила Максакова скажет о нём: «Владимир Шлезингер — лицо театра. Оно подразумевает ум, вкус, чувство меры, тональность, которая возникала в присутствии этого удивительного человека».

В.Г. Шлезингер начал преподавать  в 1949 году, был ассистентом на кафедре «Мастерства актера», затем старшим преподавателем, а в 1977 году получил звание профессора и стал заведующим кафедрой.

Он не только руководил кафедрой, но и ставил отрывки и дипломные спектакли, среди которых были и те же самые водевили  — «Копилка» Э. Лабиша,  «Аз и Ферт» П.С. Федорова, «Стряпчий под столом» Д.Т. Ленского и др. Прозвучали на всю театральную Москву его  спектакли «Шторм» В. Билль-Белоцерковского, получивший грамоту на смотре театральных ВУЗов, «Синие кони на красной траве» М.Ф. Шатрова, пьесы Мольера, Бомарше, Пристли, Горького, Гольдони.

Владимир Георгиевич был востребован и в Театре — и как режиссер, и как организатор знаменитых Вахтанговских праздников с капустниками, в чем он был непревзойденным мастером! Он прекрасно писал стихи, придумывал сценки, всегда остроумно, интересно, смешно.

Его знала вся театральная Москва, часто приглашали поставить вечер и в Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ), и в Доме актера, и в Колонном зале, приглашали в другие театры, на телевидение, где он сделал более десяти интересных работ, на радио. Жизнь его была такой наполненной, что его никогда не смущало отсутствие главных ролей в театре, он умел ценить таланты коллег! Ставя оперу, он любил рассказывать о своей мечте дирижировать, восхищался и поклонялся выдающимся дирижерам.

Когда просматриваешь его «послужной» список, удивляешься тому, как много им сделано. Не сосчитать студентов, выпущенных им, учившихся у него, благодарных ему. Он занимался любимым делом и работал с радостью, с легким дыханием, с юмором по отношению к себе. любовью к жизни и единомышленникам.

«Есть такие имена в театральной истории, которые мало известны широкому зрителю, но то, что именно они сделали для нашего искусства, во много раз перевешивает успехи знаменитых актеров и режиссеров вместе взятых. К таким именам относится Владимир Шлезингер, который сам, между прочим, был актером, режиссером и легендарным педагогом. Несколько поколений выпускников «Щуки» до сих пор произносят его имя с трепетом». (Марина Райкина, «Чудо по имени Шлезингер», 2023)

Владимир Георгиевич Шлезингер ушёл из жизни 16 апреля 1986 года.

 

Читать далее Свернуть



Антонио (Много шуму из ничего, 1936)
Меньшевик (Человек с ружьем, 1937)
Труфальдино (Слуга двух господ, 1943)
Офицер (Отверженные, 1950)
Томсон, Скотт (В середине века, 1951)
Хозяин гостиницы (Два веронца, 1952)
Сенатор (Горя бояться — счастья не видать, 1954)
Жан Звонцов (Фома Гордеев, 1956)
Роберт (Шестой этаж, 1956)
Годлевский (После разлуки, 1957)
Озрик (Гамлет, 1958)
Слепой скрипач (Маленькие трагедии, 1959)
Офицер в суде (Живой труп, 1962)
Влахо (Дундо Марое, 1963)
Альтоум, Труфальдино, Панталоне (Принцесса Турандот, 1963)
Пан Казик (Дамы и гусары, 1960)
Учитель философии (Мещанин во дворянстве, 1969)
Лорилле (Западня, 1965)
Филлер (Артем, 1970)
Египтянин (Антоний и Клеопатра, 1971)

К. Федин «Необыкновенное лето» — режиссер
М. Твен «Приключения Гекльберри Фина» — режиссер-постановщик
А. Жери «Шестой этаж» — режиссер
К. Гоцци «Принцесса Турандот» — режиссер
Э. Золя «Западня» — режиссер
Л. Зорин «Дион» — режиссер
Ж. Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» — режиссер
П. Шено «Будьте здоровы» — режиссер-постановщик

Поставил спектакли:

Московский театр миниатюр:
«О, Маргарита»
«Вечер театральных пародий»

Театр им. Н.В. Гоголя:
«Свадьба на всю Европу»

Э. Ростан «Сирано де Бержерак» (радиоспектакль)