Владимир Шлезингер

Владимир Георгиевич Шлезингер

26.05. 1922 — 16.04.1986 г.

Заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры актерского мастерства, актер, режиссер.

В Театральное училище им. Щукина он пришел в 1941 г. и сразу из-за начала войны эвакуировался с театром в Омск, где продолжал свое обучение. Его педагогами были Б. Захава, Ц. Мансурова, В. Москвин, Т. Шухмина, Д. Андреева —  вахтанговцы, некоторые из них были учениками самого Е.Б. Вахтангова. В. Шлезингер, как все студенты, совмещал учебу с работой в театре. В декабре 1943 года труппа возвращается в Москву, и Владимир Георгиевич заканчивает обучение уже в родном училище.

Всю свою жизнь этот истинный вахтанговец отдал родному театру и училищу при нем. Преподавать он начал в 1949 г. сначала ассистентом на кафедре мастерства актера, затем старшим преподавателем, а в 1977 г. получил звание профессора и стал заведующим кафедрой.

Любимец зрителей и коллег в театре им. Евгения Вахтангова и в училище, умный и добрый человек с удивительным чувством юмора, с поразительной музыкальностью, — он поставил более 10 опер на разных площадках и на радио, бесчисленное количество водевилей в театре, училище, которые мало кто умел ставить так изящно, так актерски безупречно, что многие студенты попадали при распределении в театры именно благодаря этим работам в водевилях. В родном театре он был режиссером-постановщиком восьми спектаклей, среди которых долго шли и имели успех: «Приключения Гекльберри Фина» (1958), «Западня» (1968), «Мещанин во дворянстве» (1971).

В. Шлезингер играл не так много и не главные роли (около 60), но иногда, когда персонаж был созвучен его характеру и чувству юмора — это было замечательно. Его знаковыми ролями стали пан Казик в «Дамах и гусарах» (1960), учитель философии в спектакле «Мещанин во дворянстве» (ввелся в 1971 г.), Альтоум, Труфальдино, Панталоне  в «Принцесса Турандот» (1963). Главным его делом было, конечно, училище им. Щукина, там он не только руководил кафедрой, но и ставил отрывки и дипломные спектакли, среди которых были и те же самые водевили  — «Копилка» Э. Лабиша,  «Аз и Ферт» П.С. Федорова, «Стряпчий под столом» Д.Т. Ленского и др. Но кроме этого прозвучали на всю театральную Москву «Шторм» В. Билль-Белоцерковского, получивший грамоту на смотре театральных ВУЗов, «Синие кони на красной траве» М.Ф. Шатрова, пьесы Мольера, Бомарше, Пристли, Горького, Гольдони.

Владимир Георгиевич очень любил училище, но был востребован и в театре как режиссер, помогающий постановщику, как организатор праздников с капустниками, в чем он был асс. Он прекрасно писал стихи, придумывал сценки, всегда остроумно, интересно, смешно. Нужен был и как актер, готовый ввестись в спектакль.

Его знала вся театральная Москва, часто звали поставить вечер и в Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ), и в Доме актера, и в Колонном зале, приглашали в другие театры, на телевидение, где он сделал более десяти интересных работ, на радио. Жизнь его была такой наполненной, что его никогда не смущало отсутствие главных ролей в театре. Он умел ценить таланты коллег и понимал, кто какое место занимает в иерархии актеров. Ставя оперу, он любил рассказывать о своей мечте дирижировать, восхищался и поклонялся выдающимся дирижерам.

Когда просматриваешь его «послужной» список, удивляешься тому, как много им сделано. Не сосчитать студентов, выпущенных им, учившихся у него, благодарных ему. В. Шлезингер занимался любимым делом и работал с радостью, с легким дыханием, с юмором по отношению к себе. любовью к жизни и единомышленникам.

 

 



Антонио (Много шуму из ничего, 1936)
Меньшевик (Человек с ружьем, 1937)
Труфальдино (Слуга двух господ, 1943)
Офицер (Отверженные, 1950)
Томсон, Скотт (В середине века, 1951)
Хозяин гостиницы (Два веронца, 1952)
Сенатор (Горя бояться — счастья не видать, 1954)
Жан Звонцов (Фома Гордеев, 1956)
Роберт (Шестой этаж, 1956)
Годлевский (После разлуки, 1957)
Озрик (Гамлет, 1958)
Слепой скрипач (Маленькие трагедии, 1959)
Офицер в суде (Живой труп, 1962)
Влахо (Дундо Марое, 1963)
Альтоум, Труфальдино, Панталоне (Принцесса Турандот, 1963)
Пан Казик (Дамы и гусары, 1960)
Учитель философии (Мещанин во дворянстве, 1969)
Лорилле (Западня, 1965)
Филлер (Артем, 1970)
Египтянин (Антоний и Клеопатра, 1971)

К. Федин «Необыкновенное лето» — режиссер
М. Твен «Приключения Гекльберри Фина» — режиссер-постановщик
А. Жери «Шестой этаж» — режиссер
К. Гоцци «Принцесса Турандот» — режиссер
Э. Золя «Западня» — режиссер
Л. Зорин «Дион» — режиссер
Ж. Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» — режиссер
П. Шено «Будьте здоровы» — режиссер-постановщик

Поставил спектакли:

Московский театр миниатюр:
«О, Маргарита»
«Вечер театральных пародий»

Театр им. Н.В. Гоголя:
«Свадьба на всю Европу»

Э. Ростан «Сирано де Бержерак» (радиоспектакль)