А.Н. Островский

Гроза (2016)

Драма

16+

Доступно по «Пушкинской карте»

2 часа 50 минут c 1 антрактом

«Нам хотелось сочинить архаичный, поэтичный спектакль, понятный современным зрителям: про человека, про любовь, про боль. Сейчас очень не хватает глубокого, подробного разговора о человеке. Мир живет в страшной спешке, так что мы не успеваем самое главное: поговорить, рассказать, добраться до глубины в человеческих отношениях» (Уланбек Баялиев)

«Гроза» – самая знаменитая драма А. Н. Островского. Многие по сей день считают её одним из наиболее загадочных произведений мировой драматургии.

После её выхода в свет в 1859 году, после первых премьер в Москве и Санкт-Петербурге «Гроза» сразу породила множество споров и противоположных суждений. Кто-то называл её несерьезной балаганной поделкой, а кто-то – совершенным поэтическим творением. Но все люди театра ясно ощутили в «Грозе» настроение глобальной катастрофы, которая призвана то ли разрушить мир, то ли его обновить.

Столь огромным оказалось влияние вроде бы простой, на современный взгляд, истории, произошедшей в некоем провинциальном городке Калинове на реке Волге. Главная героиня «Грозы» Катерина – молодая замужняя женщина – впервые испытывает сильную любовь к мужчине, который не является её мужем. Это чувство превращается в роковое испытание для неё, ибо ни её воспитание, ни общий уклад жизни не позволяют ей покинуть семью ради возлюбленного, который к тому же не готов принять её… С первых же постановок «Грозы» стало ясно, что роль Катерины относится к вершинам женского трагического репертуара.

Уланбек Баялиев, режиссёр:

«Мысли Островского очень объемны и современны. В городе Калинове каждый человек – сгусток боли. Эта боль – «тяжесть бытия», и у каждого она оправдана. В «Грозе», мне думается, нет «тёмного царства», нет противопоставления света и тьмы. Катерина не «светлее», не «лучше», чем все остальные. Просто она другая: она, как никто другой, ищет свободы, права на жизнь, права на любовь, пусть даже вопреки устоявшемуся порядку.

Все мы знаем, что в душе всегда есть мечты и желания; но есть и мир, с которым надо считаться. Недаром интернет в наши дни – главная среда общения: там можно быть не собой, надеть маску, менять личины, казаться лучше чем ты есть. В интернете ты можешь все регулировать сам, а можешь и скрыться насовсем, уйти в тихое, незаметное одиночество, которое очень похоже на спасение…

Но мир и окружающих людей отрегулировать невозможно; от мира нельзя спастись одиночеством, как в интернете. В мире, наоборот, надо искать человека. Так в «Грозе»: там каждый герой ищет себе человека, каждый ищет общения. Таков, например, Кулигин – наверное, самый одинокий из героев Островского.

А может, таковы и Кабаниха с Диким? В учебниках литературы их называют главными злодеями «Грозы», повелителями «тёмного царства». А ведь между ними когда-то могла случиться первая, настоящая любовь… Может, Кабаниха отказалась от своей любви, чтобы выйти замуж за не любимого, но понятного и надежного? И не оттого ли её дети не вспоминают отца, что он «сгорел» слишком рано и не оставил о себе памяти? Может, теперь Кабаниха узнаёт во влюбленной Катерине себя молодую и хочет уберечь своего сына Тихона от трагической судьбы нелюбимого мужа?

А. Н. Островский отдает частичку себя каждому из персонажей: он любит их всех, внимательно слушает их. Как будто ходит к ним в гости на чай в том самом халате, в котором его изобразил на портрете художник В. Перов.

Почему Катя так боится большой любви, которая грозит разрушить её брак? Кто-то говорит, из-за религии; мне думается, из-за совести. Катя хочет, как и все мы, быть достойным человеком, порядочным, жить без вранья.

Кто-то должен взять на себя смелость проявить потаённое, истинное, сказать, совершить поступок, упасть и снова встать, чтобы мы могли жить. Такие люди, как Катя, становятся героями, идолами или изгоями – во всяком случае, на их долю выпадают бесконечные похвалы и осуждения, размышления, оценки, исследования…».

Читать далее cвернуть

Новая сцена

Премьера состоялась 25 марта 2016 года

Действующие лица и исполнители:

Савел Прокофьевич Дико́й,
купец, значительное лицо в город
Игорь Карташёв
Александр Горбатов
Борис Григорьевич,
племянник его
Леонид Бичевин
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха),
богатая купчиха, вдова
Ольга Тумайкина
Тихон Иваныч Кабанов,
ее сын
Павел Попов
Сергей Волков
Катерина,
жена его
Евгения Крегжде
Варвара,
сестра Тихона
Полина Чернышова
Ольга Боровская
Кулигин,
химик, механик
Юрий Красков
Ваня Кудряш,
молодой человек, конторщик Дикого
Павел Юдин
Карен Овеян
Феклуша,
странница
Евгений Косырев
Глаша,
девка в доме Кабановой
Любовь Корнева
Старый пес Анатолий Меньщиков
Кот-НеСчастливцев Виталийс Семёновс

Постановочная группа:

Постановка Уланбек Баялиев
Художник-сценограф Сергей Австриевских
Художник по костюмам Ольга Нестеренко
Композитор Фаустас Латенас
Художник по свету Нарек Туманян
Художник-гримёр Ольга Калявина
Звукорежиссёры Руслан Кнушевицкий
Андрей Мирный
Помощники режиссёра Наталья Меньшикова
Марина Марченко

Быть греху!

Алла Шевелева, Театральная афиша от 1 мая 2016