Пьер-Огюстен Карон де Бомарше

Безумный день, или Женитьба Фигаро (2014)

Комедия в 2 действиях. Перевод Николая Любимова

Премьера спектакля состоялась 10 сентября 2014 года.

«Как мысли чёрные к тебе придут, — откупори шампанского бутылку, иль перечти «Женитьбу Фигаро», — советует один из персонажей «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Прошли годы, века, но и сегодня не грех воспользоваться советом великого поэта. Обаяние комедии Бомарше не увяло, ее энергетика, азарт, ирония, юмор, виртуозность интриги с годами как будто бы набрали еще большую остроту и блеск. И хотя Фигаро сегодня интересен для нас не как предвестник революции, что возмутило правящее сословие в Париже в эпоху премьеры спектакля, народный герой привлекает своей независимостью, находчивостью, неугомонным духом правдоискателя.

Безумный день… Стилистику спектакля, наверное, следует искать в «безумном дне», свалившимся на голову участников этой истории, когда все переплелось, запуталось, и благодаря усилиям героя, счастливо разрешилось, и право первой ночи, прежде принадлежавшее Графу, сегодня сталкивается с непримиримостью Фигаро, человека нового времени, новых этических законов. Конфликт — в противоречии современной умной личности с обычаями и практиками, которые себя изжили.

Оформление и костюмы не соответствуют времени написания комедии. Режиссер пытается представить эту историю через призму современности, живописуя нравы общества, поучает, развлекая.

Режиссер спектакля Владимир Мирзоев:

Старые мастера любили давать два варианта названия одного текста. Рядом с магическим «если бы» часто возникает волшебное «или». Мне дорога эта вариативность театра и культуры вообще. Причем вторая часть названия шедевра Бомарше могла бы отвалиться, как хвост у нашего предка, за ненадобностью. Безумие – вот главная категория, с которой мы хотим сегодня поиграть. Я бы убрал с афиши и «женитьбу», и даже интригана «Фигаро», если бы это не сбивало зрителя с толку.

Стоишь, бывало, перед океаном классической драматургии и пытаешься почувствовать нечто, поймать свою волну. Но это не мода, нет, не вопрос, куда дует ветер. При выборе материала для меня главное – тема. В «Безумном дне» я увидел возможность очень важного разговора. О том, как современный человек вынужден подчиняться архаическим практикам, как элита ментально не поспевает за обществом, которое стремительно обновляется. Ведь вектор времени все равно направлен в будущее. Но антропология Бомарше не дидактична – это веселый витамин, спрятанный среди сладких ягод эротики, переодеваний, театральной игры. Мы, как дети, глотаем сочный, умный текст, не замечая его сложных смыслов.

Без труда вытащив наших героев из эпохи феодализма, мы, тем не менее, не стали помещать их в мир гаджетов и свободной любви. Наш спектакль не модернизация в строгом смысле слова. Но эклектика, динамика и, главное. Безумие здесь вполне в духе актуального постмодерна. Не правда ли, сама жизнь выглядит сегодня как странный коллаж – мифологий, обычаев, заблуждений. Поэтому Моцарт и Россини могут запросто заглянуть в гости к африканскому вождю, посидеть у костра, выпить чашечку кофе. Иногда трудно понять, в каком веке мы оказались: то ли в середине 20-го, то ли в 17-м, то ли в 21-м.

Как любил говорить Олег Николаевич Ефремов (в разных ситуациях): «А что вы хотите? – это жизнь». А иногда фраза звучала по-другому: «А что вы хотите? – это театр».

Продолжительность спектакля 3 часа с одним антрактом.

Спектакль рекомендован для зрителей старше 16 лет (16+).

Основная сцена

Премьера состоялась 10 сентября 2014 года

Действующие лица и исполнители:

Граф Альмавива Максим Суханов
Графиня
его жена
Марина Есипенко
Анна Антонова
Фигаро
графский камердинер
Леонид Бичевин
Павел Попов
Дмитрий Соломыкин
Сюзанна
камеристка графини
Лада Чуровская
Полина Кузьминская
Марселина Марина Есипенко
Вера Новикова
Керубино
паж графа
Максим Севриновский
Базиль
учитель музыки
Эльдар Трамов
Бартоло
врач
Рубен Симонов
Олег Лопухов
Дон Гусман Бридуазон
судья
Александр Павлов
Дубльмен
секретарь суда
Эльдар Трамов
Антонио
садовник
Александр Галевский
Владислав Демченко
Фаншетта
его дочь
Ася Домская
Полина Чернышова
В спектакле принимают участие артисты оркестра театра: Михаил Айнетдинов
Валерия Дмитриева
Полина Евланова
Ольга Жевлакова
Владимир Свешников
Евгений Полтораков
Николай Мызиков
В спектакле звучит музыка В. Моцарта, Дж. Россини, Л. Боккерини, И. Баха

Постановочная группа:

Режиссер-постановщик Владимир Мирзоев
Художник-сценограф Анастасия Бугаева
Художник по костюмам Алла Коженкова
Художник по свету Майя Шавдатуашвили
Композитор Фаустас Латенас
Музыкальный руководитель Татьяна Агаева
Хореограф Артур Ощепков
Художник-гример Ольга Калявина
Звукорежиссеры Анатолий Ибрагимов
Руслан Кнушевицкий
Помощник режиссера Марина Марченко