13 февраля – 140 лет со дня рождения Евгения Вахтангова

13 февраля 2023

Евгений Богратионович ВАХТАНГОВ
13 февраля 1883 года – 29 мая 1922 года

13 февраля исполнится 140 лет со дня рождения Евгения Богратионовича Вахтангова, основателя и руководителя Студенческой драматической студии, ставшей впоследствии 3-й Студией МХТ, а затем – Государственным академическим театром имени Евгения Вахтангова.

Имя Евгения Вахтангова известно всему миру. Он осуществил то, о чём мечтали будущие теоретики театра, его идеи предвосхитили театр XX и XXI века. В своих спектаклях он одним из первых на практике соединил быт и миф, гротеск и психологизм, игру и правду, маску и личность, танец и душевную боль.

1915 год.

За сравнительно недолгую творческую жизнь Е.Б. Вахтангов поставил восемь спектаклей: «Праздник мира» Г. Гауптмана (1913), «Потоп» Г. Бергера (1915), «Росмерсхольм» Г. Ибсена (1918), «Эрик XIV» А. Стриндберга (1921) – в Первой студии МХТ; «Свадьба» А.П. Чехова (1920), «Чудо святого Антония» М. Метерлинка (1921), «Принцесса Турандот» К. Гоцци (1922) – в Третьей студии МХТ (ныне – Театр Вахтангова); «Гадибук» Ан-ского (1922) – в студии «Габима».

Евгений Вахтангов родился 13 (по старому стилю – 1-го) февраля 1883 года во Владикавказе в доме на Армянской улице. Прожив в этом городе 20 лет, покинул его, чтобы найти свой путь к Театру.

Ещё во время учебы во Владикавказской классической гимназии он был участником любительских спектаклей. Первоначально Жене Вахтангову поручались женские роли: в постановке гоголевской «Женитьбы» на его долю выпала роль Агафьи Тихоновны, а в спектакле «Бедность не порок» А.Н. Островского – Пелагеи Егоровны. Его первая проба сил в режиссуре случилась через два года – в гимназическом спектакле он поставил чеховские одноактные пьесы «Медведь» и «Предложение».

В Москве, оставив юридический факультет университета, он поступил в Драматическую школу А.И. Адашева, по окончании которой в 1911 году был принят в труппу Московского Художественного театра. На талантливого молодого актёра обратил внимание К.С. Станиславский и вскоре поручил Вахтангову вести практические занятия по своей методике в Первой студии МХТ.

Параллельно в 1914 году Евгений Вахтангов открывает Студенческую драматическую студию, которая стала предтечей будущего Театра имени Евгения Вахтангова. Последователь идей Константина Станиславского и Леопольда Сулержицкого, их самый верный и талантливый ученик, Евгений Вахтангов сформулировал собственное понимание театрального искусства и стал основоположником Театра, вступившего уже во второе столетие своей истории.

Вспоминает Борис Захава:

Наконец дверь отворилась, и он вошёл. Это был человек среднего роста, с матово-смуглым, гладко выбритым лицом, с каштанового цвета курчавыми, но уже редеющими волосами, орлиным носом и очень большими, слегка выпуклыми голубыми глазами. Одет он был парадно, празднично. На нём была чёрная визитка, серые в полоску брюки, стоячий, туго накрахмаленный воротничок с отогнутыми кончиками, чёрный в белую полоску галстук, шёлковые носки – тоже черные и тоже в белую полоску – и лаковые полуботинки.
Критическим оком оглядел я его с ног до головы и мысленно произнёс суровый приговор: «Денди! Пижон!» Внешний вид Вахтангова не отвечал моим демократическим идеалам. Я мысленно шептал: «Вырядился! Зачем? Не понимает, к кому идёт!» – и, презрительно скривив губы (тоже, вероятно, мысленно!), произнёс про себя по складам: «Арр-тист!»
Боже мой, как я потом раскаивался в своём чересчур поспешном суждении! Разве я мог тогда по достоинству оценить тот факт, что Вахтангов, отправляясь к каким-то неизвестным ему студентам, не поленился переодеться в самый парадный костюм. И, уж конечно, не для того, чтобы произвести впечатление своей особой, – ему хотелось принести с собой праздник, подчеркнуть своё уважение и к молодым любителям театра и к тому делу, ради которого они собрались, то есть к самому театру, к искусству!
«ТЕАТР – ПРАЗДНИК, – будет потом, не уставая, повторять своим ученикам создатель «Принцессы Турандот».— В студию надо приходить праздничными. Нужно, чтобы в душе художника звенели серебряные колокольчики! Или огромные колокола! Нельзя творить искусство в обычном, повседневном, будничном самочувствии!

Отрывок из книги Б.В. Захава «Современники» (М., «Искусство», 1969 г.)

30 апреля в год 140-летия Мастера на его родине во Владикавказе состоится торжественное открытие Дома Евгения Вахтангова, восстановленного по инициативе и на средства Вахтанговского театра. Стратегический партнёр проекта – Банк «Открытие».
Дом Евгения Вахтангова станет приношением Театра Вахтангова своему основателю.

Дом Вахтангова, Владикавказ. Завершающий этап реконструкции (январь 2023 года)