Народный артист СССР,  Лауреат Государственной премии СССР, доктор искусствоведения, профессор

Борис Захава

Борис Евгеньевич Захава родился 24 мая 1896 года в городе Павлоград в семье представителя знаменитой династии тульских оружейников. Родители увлекались театром, участвовали в любительских спектаклях, и Борис с детства выступал в семейных концертах. По окончании Павлоградской казённой классической гимназии поступил в кадетский корпус в Орле, в 1910 году – в 3-й Московский кадетский корпус.

В юности Борис Захава участвовал в любительских спектаклях, в частности, играл Наполеона в спектакле «Не в силе Бог, а в правде». Как закольцовывается судьба! В конце 1960-х годов он блестяще сыграет Кутузова в кинофильме «Война и мир» у С.Ф. Бондарчука.

Поступив в Коммерческий институт, записался в студенческую Мансуровскую театральную студию, которой руководил Е.Б. Вахтангов. Захава был участником того знаменитого провального спектакля «Усадьба Ланиных» (март 1914 г.), с которого началась настоящая история Вахтанговской студии. Борис Захава учился непосредственно у Мастера, сыграл в поставленных Вахтанговым спектаклях хана Тимура («Принцесса Турандот») и Доктора («Чудо святого Антония»).

В нем рано проявился дар педагога и исследователя. Вместе с К.И. Котлубай он сидел у постели умирающего Учителя и записывал его важнейшие мысли об искусстве, которые позже легли в основу преподавания мастерства актера в Студии. После смерти Вахтангова Борис Захава был членом художественного совета, избранного студийцами для руководства Театром. В 1924 году среди прочих он организовал «Художественный Актив» – коллективный орган руководства Театром. Ученики Вахтангова были против вхождения Студии в состав МХАТа, как предлагал Вл.И. Немирович-Данченко, назначивший директором Ю.А. Завадского. В мае 1924 года Б.Е. Захава, О.Ф. Глазунов и Л.П. Русланов убедили наркома просвещения А.В. Луначарского, что Вахтанговская студия сможет развиваться самостоятельно. Директором театра стал Освальд Глазунов.

Молодого и энергичного Захаву хватало на все. В 1923 году он поставил в Студии спектакль по пьесе А.Н. Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше», о котором критики отзывались как о «подтурандоченном Островском». Но это был не только его режиссерский дебют, но и первая самостоятельная работа Студии после смерти Учителя.

Захаву влекли самостоятельные постановки, и он, вахтанговец, решил овладеть мейерхольдовскими принципами режиссуры. В 1923-1925 годах, не порывая с Вахтанговской студией, Захава одновременно выступал на сцене Театра имени Вс. Мейерхольда, где сыграл Восмибратова в «Лесе», Председателя палаты депутатов в «Д.Е.», Ван-Кампердафа в спектакле «Учитель Бубус».

К 10-ой годовщине революции в 1927 году Захава поставил в Театре Вахтангова сценическую версию романа Л.М. Леонова «Барсуки». Спектакль получился крепкий, убедительный, хотя, несомненно, ощущалось влияние на режиссерское решение поставленной А.Д. Поповым годом раньше «Виринеи».

Настоящим театральным событием начала 30-х годов стала постановка Борисом Захавой пьесы М. Горького «Егор Булычов и другие» (1932). И хотя пьеса вначале не понравилась режиссеру, он постепенно увлекся материалом. Помня слова автора «Смотрите же, чтоб было посмешней», вместе с исполнителем главной роли Б.В. Щукиным Захава подчеркивал в спектакле торжество жизни. Сцены из спектакля стали хрестоматийными. Рыжую свободолюбивую Шурку, дочь Булычова, дерзко сыграла Ц.Л. Мансурова. А через год в спектакле Захавы «Достигаев и другие» сыграл одну из лучших своих ролей О.Н. Басов.

В «Аристократах» Н.П. Погодина (1935) о строительстве Беломоро-Балтийского канала и «перековке» заключенных режиссер добивался суровой простоты. Исполнение роли Кости-Капитана стало большой удачей Р.Н. Симонова. Мог стать серьезным событием и спектакль «Ревизор» (1939) с Городничим – Борисом Щукиным, но актер скоропостижно умер, не дожив до премьеры.

В 1948 году на сцене Вахтанговского театра появилась «Молодая гвардия» – спектакль о подвиге юных подпольщиков. Работу Захавы сравнивали с поэтическим спектаклем Н.П. Охлопкова в театре Революции, спектакль вахтанговцев поражал пронзительной болью и горькой правдой.

В 1950-1951 годах Б. Захава поставил дилогию по романам К.А. Федина «Первые радости» и «Кирилл Извеков», показав широкую картину жизни России начала ХХ века.

«Свадьба», поставленная Вах­­танговым, стала первым и на долгие годы единственным обращением Театра к творчеству А.П. Чехова. Именно Захава рискнул взяться за «большую» пьесу Чехова, и в 1954 году поставил «Чайку» с Г.А. Пашковой и Ю.П. Любимовым. В 1958 году Захава осуществил монументальную постановку «Гамлета», дав возможность М.Ф. Астангову, исполнителю глав­ной роли, воплотить давнюю мечту.

Захава в своих постановках развивал горьковскую традицию, тяготел к бытовой правде, но не забывал и об игровой природе театра, о праздничной атмосфере, которую так ценил Вахтангов. В спектаклях Захавы неизменно восхищали сильные, глубокие актерские работы.

Имя Бориса Евгеньевича Захавы неразрывно связано с Театральным институтом имени Б.В. Щукина. В 1925 году директор Театра Освальд Глазунов назначил Бориса Евгеньевича Захаву заведующим учебно-воспитательной частью Студии. Фактически, сделал его руководителем вахтанговской Школы. В должности ректора Театрального училища, получившего в 1939 году имя Б.В. Щукина, Захава оставался около пятидесяти лет, до последних дней жизни. Он был также руководителем Института повышения квалификации, руководителем узбекской студии в Москве (1927-1930). Захава преподавал в Институте кинематографии (1937-1940), был заведующим кафедрой режиссуры в ГИТИСе (1944-1949). С 1958 года Захава полностью посвятил себя работе в Театральном училище имени Щукина.

Борис Евгеньевич ушел из жизни 12 ноября 1976 г.

Захава – автор книг и статей по теории актёрского и режиссёрского искусства, театральной педагогике. Его учебник «Мастерство актера и режиссера» не одно десятилетие является настольной книгой актеров, режиссеров и педагогов. Его книги «Вахтангов и его студия», «Современники. Вахтангов. Мейерхольд» – бесценные свидетельства истории театра.

Именно Борис Захава сформулировал основополагающие принципы обучения актерскому искусству, которые легли в основу учебных программ Театрального института имени Щукина. Он следовал заветам Вахтангова, который писал: «Нужно каждого воспитанника поставить, так сказать, под перекрестный огонь различных педагогических воздействий, разных преподавательских индивидуальностей». Эти слова стали краеугольным камнем педагогической системы Студии.

 



Сталинская премия(1952)
Награждён 3 орденами, а также медалями.

Доктор (Чудо святого Антония, 1921)
Хан Тимур (Принцесса Турандот, 1922)
Федот (Виринея, 1925)
Митрич (Разлом, 1927)
Павел (Барсуки, 1927)
Аллилуя (Зойкина квартира, 1928)
Иван Бабичев (Заговор чувств, 1929)
Василий Достигаев (Егор Булычов и другие, 1932)
Граф де Гранвиль (Человеческая комедия, 1934)
Дудукин (Без вины виноватые, 1937)
Буденный (Олеко Дундич, 1942)
Одна из больших актерских побед Бориса Захавы — роль Кутузова в фильме С.Ф. Бондарчука «Война и мир», 1965-1967.

Юбилей
Правда хорошо, а счастье лучше, 1925
Барсуки, 1927
Коварство и любовь, 1930
Путина, 1931
Егор Булычов и другие, 1932, 1951
Достигаев и другие, 1933
Аристократы, 1935
Много шума из ничего, 1936
Ревизор, 1939
Учитель, 1940
Гроза, 1944
Великий государь, 1945
Два счастья, 1946
Молодая гвардия, 1948
Огненная река, 1949
Первые радости, 1950
Кирилл Извеков, 1951
Чайка, 1954
Гамлет, 1958

Вахтангов и его студия, 2 изд., М., 1930
Мастерство актера и режиссёра, 2 изд., М., 1969
Современники. Вахтангов. Мейерхольд, М., 1969