Заслуженный деятель искусств РФ, Заслуженный артист РФ

Иосиф Рапопорт

Выдающийся актёр, режиссёр, педагог, Иосиф Матвеевич Рапопорт полвека (с 1920 по 1970 год) служил в Театре имени Евгения Вахтангова.

В Вахтанговском театре поставил спектакли, среди которых: «Дорога цветов» В. П. Катаева (1934), «Без вины виноватые» А.Н. Островского (1937), «Дон Кихот» М.А. Булгакова по роману М. Сервантеса (1941), «Русский вопрос» (1947), «Макар Дубрава» (1948), «Поют жаворонки» (1951), «Ромео и Джульетта» (1956) и др.

Иосиф Матвеевич Рапопорт родился 22 марта 1901 года в городе Орёл, учился в губернской мужской гимназии.

Переехав в Москву,  с 1918 года — актёр и один из организаторов «Шаляпинской студии», где сыграл роли: Телье («Волки» Роллана), заглавную роль в «Королевском брадобрее» А. Луначарского и др.

С 1920 года до конца жизни он работал в Театре имени Евгения Вахтангова.

Искусство Иосифа Рапопорта отличалось остротой и оригинальностью замысла, чёткостью и отработанностью внешних деталей.

«Научиться быть простым и правдивым в выявлении своих чувств перед зрителем, при известной работе над собой, может всякий человек. Научиться же передавать свои чувства в художественно-выразительной форме, которая заражала бы зрителя и вызывала в нем соответствующие чувства, не всякий может; для этого нужно обладать тем, что мы называем актерской «заразительностью», актерскими данными, той или иной степенью дарования актера», — писал Иосиф Матвеевич в своей книге «Работа актера», изданной в 1939 году.

Среди его ролей: Мудрец, Труффальдино (Принцесса Турандот), Напойкин (Лев Гурыч Синичкин), Парень (Виринея), Успенский (Разлом), Ефим Сутеев (Барсуки), Мгулин (На крови), Соломон Шапиро (Заговор чувств), Гофмаршал Ф. Кальб (Коварство и любовь), Розенкранц (Гамлет), Герцог де Шолье (Человеческая комедия), Костя-капитан (Аристократы), Филька (Интервенция), В.И. Ленин (Человек с ружьём), Денис Давыдов (Фельдмаршал Кутузов), Рубинштейн (Кому подчиняется время) и др.

В Вахтанговском театре Иосиф Матвеевич Рапопорт поставил спектакли: «Путина» Ю. С. Слёзкина (совместно с Борисом Захавой, 1931), «Дорога цветов» В. Катаева (1934), «Без вины виноватые» А.Н. Островского (1937), «Дон Кихот» М.А. Булгакова по роману М. Сервантеса (1941), «Вечер, посвященный 40-летию со дня смерти А.П. Чехова» (режиссёр отрывка «Предложение», 1944), «Русский вопрос» К. Симонова (1947), «Макар Дубрава» А. Корнейчука (1948), «В начале века» пьеса братьев Тур и Л. Шейнина (совместно с Рубеном Симоновым, 1949), «Миссурийский вальс» (совместно с Рубеном Симоновым, 1950), «В середине века» Л. Шейнина (совместно с Рубеном Симоновым, 1949), «Поют жаворонки» К. Крапивы (1951), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1956), «История одной семьи» Л. Кручковского (1962).

Как режиссёр, участвовал в выпуске спектаклей: «Сенсация» Бен-Хекта и Мак-Артура (постановка Рубена Симонова, 1930),  «Гамлет» У. Шекспира (Постановка и оформление Николая Акимова, 1932), «Аристократы» Н. Погодина (постановка — Бориса Захавы, режиссёры: Анатолий Горюнов, Иосиф Рапопорт, Борис Щукин, 1935).

Особое место в этом ряду заняла постановка «Много шума из ничего» по одноименной пьесе У. Шекспира. Для этой постановки он собрал великолепный актёрский ансамбль: Рубен Симонов, Цецилия Мансурова, Валентина Вагрина, Дмитрий Дорлиак. Декорации Вадима Рындина – яркие, воздушные, наполненные солнцем — вошли в учебники как пример безупречной работы театрального художника. Музыку на стихи Павла Антокольского написал в то время молодой композитор Тихон Хренников, он точно уловил замысел режиссёра и создал современные, живые, близкие зрителю мелодии. Премьера спектакля «Много шума из ничего» состоялась 7 октября 1936 года.

Среди его режиссёрских работ в других театрах: «Пэпо» Г. Сундукяна (1925) — в Армянской студии в Москве; «Изобретатель и комедиант» М. Н. Даниэля (1938), «Первая любовь» Р. И. Фраермана (1939), «Особое задание» С. В. Михалкова (1946) — В Центральном детском театре; «Табачный капитан» В. В. Щербачёва (1942), «Дочь тамбур-мажора» Ж. Оффенбаха (1943), «Холопка» Н. М. Стрельникова (1945) — в Московском театре оперетты.

С 1925 года И.М. Рапопорт начал заниматься педагогической деятельностью. В 1934-41 и 1946-50 годах преподавал во ВГИКе.  В 1942 — 1946 — в студии Московского театра оперетты. С 1950 — профессор ГИТИСа (факультет музыкальной режиссуры). С 1953 года преподавал в Театральном училище имени Б.В. Щукина.

Иосиф Матвеевич Рапопорт ушел из жизни 11 мая 1970 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Читать далее Свернуть



Мудрец, Труффальдино (Принцесса Турандот, 1924)
Напойкин (Лев Гурыч Синичкин, 1924)
Парень (Виринея, 1925)
Горацио (Марион де Лорм, 1926)
Успенский (Разлом, 1927)
Ефим Сутеев (Барсуки, 1927)
Мгулин (На крови, 1928)
Соломон Шапиро (Заговор чувств, 1929)
Гофмаршал Ф. Кальб (Коварство и любовь, 1930)
Газгольдер и Завьялов (Дорога цветов, 1934)
Бенсингер (Сенсация, 1930)
Розенкранц (Гамлет, 1932)
Филька (Интервенция, 1933)
Герцог де Шолье (Человеческая комедия, 1934)
Костя-капитан (Аристократы, 1935)
Филька (Интервенция, 1935)
В.И. Ленин (Человек с ружьём, 1938)
В.И. Ленин (Путь к победе, 1939)
Денис Давыдов (Фельдмаршал Кутузов, 1940)
Рубинштейн (Кому подчиняется время, 1946)

Путина (совместно с Борисом Захавой), 1931
Дорога цветов, 1934
Много шума из ничего, 1936
Без вины виноватые, 1937
Дон Кихот, 1941
Вечер, посвященный 40-летию со дня смерти А.П. Чехова» (режиссёр отрывка «Предложение»), 1944
Русский вопрос, 1947
Макар Дубрава, 1948
В начале века (совместно с Рубеном Симоновым), 1949)
Миссурийский вальс (совместно с Рубеном Симоновым), 1950
В середине века (совместно с Рубеном Симоновым), 1949
Поют жаворонки, 1951
Ромео и Джульетта, 1956
История одной семьи, 1962

Пэпо, 1925 — Армянская студия, Москва
Изобретатель и комедиант, 1938; Первая любовь, 1939; Особое задание, 1946 — Центральный детский театр
Табачный капитан, 1942; Холопка, 1945 — Московский театр оперетты