Николай Яновский

Служил в Театре имени Евгения Вахтангова с 1920 по 1968 год.

Ему довелось работать с выдающимися режиссёрами – Е.Б. Вахтанговым, А.Д. Поповым, Н.П. Акимовым, Р.Н. Симоновым.

За 40 лет работы сыграл на Вахтанговской сцене около 50 ролей.

Николай Павлович Яновский (Лукьяновский)  родился 14 июня 1894 года в Воронеже.

Выпускник Киевского кадетского корпуса, филологического факультета Московского университета и Московского коммерческого института.

Страстная любовь к театру привела его в 1920 году в Студию Евгения Вахтангова. Он стал участником первых спектаклей 3-й студии МХАТ — будущего Вахтанговского театра, поставленных Евгением Вахтанговым, играл гостя и полицейского в «Чудо Святого Антония», кадета в «Свадьбе», Измаила в легендарной «Принцессе Турандот».

В его послужном списке Чахоткин («Лев Гурыч Синичкин»), Антип («Виринея»), Роббер («Зойкина квартира»), Актёр-король («Гамлет»), Ермолов («Фельдмаршал Кутузов»), Одоевский («Великий государь»), Лантье («Отверженные») и многие другие.

Работал в качестве режиссёра в Московском передвижном театре, 4-м Горьковском колхозном театре, во фронтовых театрах ВТО, Кировском колхозном театре и др.

Преподавал в Театральном училище имени Бориса Щукина, а также на киностудии «Мосфильм».

Есть и ещё один интересный момент в биографии Яновского. В 1921 году умер отец Е.Б. Вахтангова, а его мать и сестра, оставшиеся во Владикавказе без средств к существованию, должны были переехать в Москву. Необходимо было им в этом помочь. Решением Студии эта миссия была поручена Яновскому. К нему подошёл и сам Евгений Богратионович, сказав, что это, конечно, его забота, но если он уедет, прервутся репетиции. Яновский поручение выполнил. В дороге мать Вахтангова заразилась тифом, и сам Яновский тяжело заболел. После его возвращения в Москву Вахтангов сердечно благодарил Яновского; студиец был растроган и даже оробел от такого внимания.

Спустя годы Николай Павлович написал воспоминания о том эпизоде и о разговорах с Мастером. Яновский отметил и деликатность Вахтангова, и особую силу воздействия, которую он оказывал на собеседника. Николай Павлович повторял, что это свойство необыкновенного таланта и настоящего вождя – вот так влиять на чувства человека. Две бесценные странички воспоминаний Яновского хранятся в музее Театра и в настоящее время выставлены в витрине в Доме Вахтангова во Владикавказе.

Николай Павлович Яновский ушел из жизни 15 декабря 1968 года.

Читать далее Свернуть



Гость, полицейский (Чудо Св. Антония, 1921)
Кадет (Свадьба, 1921)
Измаил (Принцесса Турандот, 1922)
Мартинес (Комедии Меримэ, 1924)
Чахоткин (Лев Гурыч Синичкин, 1924)
Герцог Бельгард (Марион де Лорм, 1925)
Антип (Виринея, 1925)
Поручик Полевой (Разгром, 1927)
Петька Грохотов (Барсуки, 1927)
Роббер (Зойкина квартира, 1928)
Актёр-король (Гамлет, 1932)
Сержант Барбару (Интервенция, 1933)
Громов (Аристократы, 1935)
Отец Франциск (Много шума из ничего, 1936)
Капитан (Человек с ружьем, 1937)
Ермолов (Фельдмаршал Кутузов, 1940)
Пастор Иммоос (Перед заходом солнца, 1941)
Одоевский (Великий государь, 1945)
Полковник Горбатов (Кому подчинятся время, 1946)
Лантье (Отверженные, 1950)
2-й жандармский ротмистр (Первые радости, 1950)

Много шума из ничего, 1956
Анна Каренина, 1967