Освальд Глазунов
Одна из самых трагических фигур Вахтанговской истории.
Служил в Театре имени Евгения Вахтангова с 1921-го по 1941 год.
Освальд Глазунов внес неоценимый вклад в становление Театра Вахтангова, сохранение его как продолжателя вахтанговских традиций, вахтанговской школы в труднейшие двадцатые годы.
5 мая 1891 г. – 16 марта 1947 г.
Освальд Федорович Глазунов родился в Митаве, начал сценическую деятельность в 1911 году в Петербургском благотворительном обществе. В 1919 году был принят в студию Е.Б. Вахтангова, при поддержке которого основал в Москве в том же году латышскую театральную студию «Скатуве» (Skatuve – сцена), которая к началу 1930-х годов стала государственным театром.
После смерти Учителя он был среди тех, кто всеми силами стремился сохранить Театр Вахтангова. С 1924 по 1932 годы Глазунов занимал пост директора Театра имени Вахтангова, на который был выбран актерским коллективом, а с 1932 по 1934 был заведующим труппой. Почти пожертвовав актерской карьерой, он всячески организационно поддерживал творческие начинания режиссера А.Д. Попова, который определил путь Вахтанговского театра 1920-х годов. Именно Попов привлек к сотрудничеству с театром современных писателей, выпускал спектакли, ставшие серьезными достижениями молодого коллектива. Освальд Глазунов среди тех, кто определил и судьбу вахтанговской школы, поскольку принял в 1925 году решение поручить Борису Захаве возглавить Студию при Театре.
Как директор, Глазунов добился получения Театром Вахтангова статуса государственного. При нем Театр в 1928 году участвовал в Международном театральном фестивале в Париже, где с огромным успехом показал 4 спектакля – «Принцесса Турандот», «Чудо святого Антония», «Карета святых даров» и «Виринея». В 1930 году Театр Вахтангова, (как и глазуновский театр-студия «Скатуве») достойно представляли столицу на I Всесоюзной олимпиаде театрального искусства в Москве.
На сцене Театра Вахтангова Освальд Федорович сыграл 25 ролей. Среди них Ашиль в «Чуде святого Антония» и Бригелла в «Принцессе Турандот» – в спектаклях, поставленных Вахтанговым. Эти роли были подготовлены вместе с Мастером, стали его актерской школой. Глазунов блестяще сыграл Гуся в «Зойкиной квартире» М.А. Булгакова (режиссер А.Д. Попов). Интересной работой стал Андрей Бабичев («Заговор чувств» Ю.К.Олеши, режиссер А.Д.Попов), который соединял черты прагматика и нежного, робкого в любви романтика, что делало образ живым и объемным. Создал яркий образ Вотрена («Человеческая комедия» Оноре де Бальзака). Его Неизвестный в лермонтовском «Маскараде» завораживал исходящей от него зловещей силой. Вершиной творчества Глазунова стал образ немецкого гуманиста Маттиаса Клаузена («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1941), поражающий силой характера, глубиной чувств и страстностью, мощным протестом против посягательства на права личности.
Глазунов участвовал в постановке спектаклей по пьесам Н.П. Погодина «Темп» (1930), Л.И.Славина «Интервенция» (1933), Ф. Вольфа «Флоридсдорф» (1936).
Снимался в кинофильмах: «Честь» (1938), за исполнение главной роли в котором был награжден орденом «Знак почета», «Степан Разин» (1939), «Поднятая целина» (1940) и других.
По воспоминаниям А.К. Граве, Глазунов был «актер «габеновского плана», «собранный, интеллигентный, сдержанный, но со взрывным, как вулкан, темпераментом. Он был руководителем от природы – в двадцатые годы член Совета и Художественного актива, директор, зав. труппой. Блестящий артист, безусловный авторитет».
3 февраля 1938 года в Москве на Бутовском полигоне почти в полном составе была расстреляна труппа латышского театра «Скатуве», детища Глазунова, где работали его ученики, коллеги, друзья. «Скатуве» был одним из трех национальных театров Москвы 1930-х годов, располагался по адресу Страстной бульвар, 6. Спектакли там играли и на латышском, и на русском языках, в них выступала и актриса Вахтанговского театра Анна Орочко. Гибель латышских актеров стала незаживающей раной О. Глазунова. Его самого не тронули, так как местом работы его был Театр Вахтангова, обласканный властями.
В 1941 году Глазунов не уехал в эвакуацию с Театром Вахтангова. Семья Глазунова – он сам, жена-балерина, сын и мать, оказались на даче в Истре, под Москвой. После прихода немцев, в 1942 году Глазунов с семьей перебрался в Латвию и до 1944 года, в оккупации, играл в театрах Елгавы и Риги.
После освобождения Латвии от фашистов, Глазунов в декабре 1944 был арестован органами НКВД по обвинению в измене родине и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Подверглась репрессиям вся его семья, выжить удалось только жене и сыну. В заключении Глазунов был назначен художественным руководителем музыкально-драматического лагерного ансамбля.
16 марта 1947 года вместе с семнадцатью артистами ансамбля погиб в катастрофе на железнодорожном переезде.
В 1956 году Освальд Фёдорович Глазунов был посмертно реабилитирован.
»