Освальд Глазунов

5 мая 1891 г. – 16 марта 1947 г.

Одна из самых трагических фигур Вахтанговской истории.

Поначалу жизнь Освальда Федоровича Глазунова складывалась интересно и многообещающе. Родился в Митаве, начал сценическую деятельность в 1911 году в Петербургском благотворительном обществе. В 1919 году был принят в студию Е.Б. Вахтангова, при поддержке которого основал в Москве в том же году латышскую театральную студию «Скатуве» (Skatuve – сцена), которая к началу 1930-х годов стала государственным театром.

После смерти Учителя он был среди тех, кто всеми силами стремился сохранить Театр Вахтангова. С 1924 по 1932 годы Глазунов занимал пост директора Театра имени Вахтангова, на который был выбран актерским коллективом, а с 1932 по 1934 был заведующим труппой. Почти пожертвовав актерской карьерой, он всячески организационно поддерживал творческие начинания режиссера А.Д. Попова, который определил путь Вахтанговского театра 1920-х годов. Именно Попов привлек к сотрудничеству с театром современных писателей, выпускал спектакли, ставшие серьезными достижениями молодого коллектива. Освальд Глазунов среди тех, кто определил и судьбу вахтанговской школы, поскольку принял в 1925 году решение поручить Борису Захаве возглавить Студию при Театре.

Как директор, Глазунов добился получения Театром Вахтангова статуса государственного. При нем Театр в 1928 году участвовал в Международном театральном фестивале в Париже, где с огромным успехом показал 4 спектакля – «Принцесса Турандот», «Чудо святого Антония», «Карета святых даров» и «Виринея». В 1930 году Театр Вахтангова, (как и глазуновский театр-студия «Скатуве») достойно представляли столицу на I Всесоюзной олимпиаде театрального искусства в Москве.

На сцене Театра Вахтангова Освальд Федорович сыграл 25 ролей. Среди них Ашиль в «Чуде святого Антония» и Бригелла в «Принцессе Турандот» – в спектаклях, поставленных Вахтанговым. Эти роли были подготовлены вместе с Мастером, стали его актерской школой. Глазунов блестяще сыграл Гуся в «Зойкиной квартире» М.А. Булгакова (режиссер А.Д. Попов). Интересной работой стал Андрей Бабичев («Заговор чувств» Ю.К.Олеши, режиссер А.Д.Попов), который соединял черты прагматика и нежного, робкого в любви романтика, что делало образ живым и объемным. Создал яркий образ Вотрена («Человеческая комедия» Оноре де Бальзака). Его Неизвестный в лермонтовском «Маскараде» завораживал исходящей от него зловещей силой. Вершиной творчества Глазунова стал образ немецкого гуманиста Маттиаса Клаузена («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1941), поражающий силой характера, глубиной чувств и страстностью, мощным протестом против посягательства на права личности.

Глазунов участвовал в постановке спектаклей по пьесам Н.П. Погодина «Темп» (1930), Л.И.Славина «Интервенция» (1933), Ф. Вольфа «Флоринсдорф» (1936). Снимался в кинофильмах: «Честь» (1938), за исполнение главной роли в котором был награжден орденом «Знак почета», «Степан Разин» (1939), «Поднятая целина» (1940) и других.

По воспоминаниям его коллеги А.К. Граве, Глазунов был «актер «габеновского плана» (Жан Габен, известный французский артист 1940-60-х годов), «собранный, интеллигентный, сдержанный, но со взрывным, как вулкан, темпераментом. Он был руководителем от природы – в двадцатые годы член Совета и Художественного актива, директор, зав. труппой. Блестящий артист, безусловный авторитет».

Трудно понять дальнейшие поступки Освальда Глазунова, если не знать о трагедии 3 февраля 1938 года, когда в Москве на Бутовском полигоне почти в полном составе была расстреляна труппа латышского театра «Скатуве», детища Глазунова, где работали его ученики, коллеги, друзья. «Скатуве» был одним из трех национальных театров Москвы 1930-х годов, располагался по адресу Страстной бульвар, 6. Спектакли там играли и на латышском, и на русском языках, в них выступала и актриса Вахтанговского театра Анна Орочко. Гибель латышских актеров стала незаживающей раной О. Глазунова. Его самого не тронули, так как местом работы его был Театр Вахтангова, любимый и обласканный властями.

В 1941 году Глазунов не уехал в эвакуацию с Театром, возможно, такова была воля его старой матери. Семья Глазунова – он сам, жена-балерина, сын и мать, оказались на даче в Истре, под Москвой. После прихода немцев, в 1942 году Глазунов с семьей перебрался в Латвию и до 1944 года, в оккупации, играл в театрах Елгавы и Риги. Среди его ролей того времени был и Маттиас Клаузен.

После освобождения Латвии от фашистов, Глазунов в декабре 1944 был арестован органами НКВД по обвинению в измене родине и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Подверглась репрессиям вся его семья, выжить удалось только жене и сыну. В заключении Глазунов был назначен художественным руководителем музыкально-драматического лагерного ансамбля. Вместе с семнадцатью артистами ансамбля он погиб в катастрофе на железнодорожном переезде. Грузовик с заключенными застрял на рельсах, людям запретили покидать свои места, и они были раздавлены проходящим поездом. В 1956 году О.Ф. Глазунов был посмертно реабилитирован.

Освальд Глазунов внес неоценимый вклад в становление Театра Вахтангова, сохранение его как продолжателя вахтанговских традиций, вахтанговской школы в труднейшие двадцатые годы. Яркая, талантливая, трагическая личность.

 

 

»



Господин Ашилль (Чудо святого Антония, 1921)
Хаджи Нуман (Комедии Меримэ, 1924)
Борис Семенович Гусь (Зойкина квартира, 1928)
Андрей Петрович Бабичев (Заговор чувств, 1929)
2-й могильщик (Гамлет, 1932)
Бондаренко (Интервенция, 1933)
Жак Котлен, (Человеческая комедия, 1934)
Начальник (Аристократы, 1935)
Николай Чибисов (Человек с ружьем, 1937)
Ляпкин-Тяпкин (Ревизор, 1939)
Неизвестный (Маскарад, 1941)
Маттиас Клаузен (Перед заходом солнца, 1941)

Четыре визита Самюэля Вульфа, 1934
Большие крылья, 1937
Честь, 1938
Поднятая целина, 1939
Степан Разин, 1939
Щорс, 1939
Закон жизни, 1940