Цецилия Мансурова

Народная артистка СССР

20 марта 1896 года – 22 января 1976 года

Многочисленные фотографии в жизни и в ролях Цецилии Мансуровой – Цилюши, как ласково называли её в Театре, – не в состоянии передать её пленительную женственность, манкость, завораживающее обаяние, неповторимый шарм, бешеный внутренний темперамент. Не зря ради неё отказался эмигрировать со своими родными граф Шереметев, влюбившийся в восхитительную Турандот и ставший мужем Мансуровой, повторив судьбу своего предка и тёзки, женившегося на крепостной актрисе Параше Жемчуговой. Шереметев стал работать в Театре Вахтангова заведующим музыкальной частью, чтобы быть рядом с обожаемой женой, писал музыку к спектаклям. Свою сценическую фамилию Циля Воллерштейн, образованная барышня, закончившая юридический факультет Киевского университета, взяла в честь Мансуровского переулка, где находилась студия Е.Б. Вахтангова. Она пришла туда в 1919 году и впоследствии стала примой Вахтанговского театра, которому отдала всю жизнь.

Мансурова была незабываемой первой принцессой Турандот в знаменитой постановке своего Учителя, Вахтангова. Хотя поначалу на эту роль назначили других актрис. Но Вахтангов настоял на кандидатуре Мансуровой, заявив, что, может, она и плохо сыграет, но он не знает КАК. И ему это интересно. Она сыграла в Театре более 30 ролей, среди которых такие признанные яркие удачи, как Зоя Пельц («Зойкина квартира»), Шурка («Егор Булычёв и другие»), Беатриче («Много шума из ничего»), Инкен Петерс («Перед заходом солнца»), Роксана («Сирано де Бержерак»), Филумена Мартурано в одноимённом спектакле. Основным партнёром Мансуровой был Рубен Николаевич Симонов. Дуэт двух истинных наследников Вахтангова на протяжении десятилетий оставался символом искусства Театра, носящего имя великого режиссёра.

Цецилия Львовна Мансурова преподавала в Театральном училище имени Б.В.Щукина. Студенты её обожали. Это она разглядела талант Юрия Яковлева, её учеником был Василий Лановой. Она осталась вахтанговской легендой, сохранив чарующую тайну своей притягательности, без которой нет подлинно великого актёра.



Донья Уррака (Рай и ад, 1924)
Донья Уррака (Комедии Меримэ, 1924)
Зойка (Зойкина квартира, 1926)
Ксения (Разлом, 1927)
Лизавета Ивановна (Заговор чувств, 1929)
Шурка (Егор Булычев и другие, 1932)
Дельфина (Человеческая комедия, 1934)
Беатриче (Много шума из ничего, 1936)
Жанна Барбье (Интервенция, 1933)
Инкен Петерс (Перед заходом солнца, 1941)
Роксана (Сирано де Бержераке, 1942)
Фантина (Отверженные, 1950)
Филумена Мартурано (Филумена Мартурано, 1956)
Анна Дмитриевна Каренина (Живой труп, 1962)

У. Шекспир «Много шума из ничего» (радиоспектакль)
Э. Ростан «Сирано де Бержерак» (радиоспектакль)
В. Гюго «Отверженные» (радиоспектакль)