Варвара Попова

Необычайно одарённая блистательная характерная актриса, она была достойной ученицей Евгения Вахтангова. «Любимая ученица Вахтангова – это выше любых почестей и наград», – говорила актриса.
Служила в Театре Вахтангова с 1920 по 1956 год.

Родилась 17 декабря 1899 года.

Варваре Александровне Поповой, занимавшейся в школе Театра Вахтангова с 1920 по 1923 год, довелось учиться у самого Е.Б. Вахтангова, принять участие в спектакле «Чудо святого Антония» (роль Гостьи), которым открылся Театр, который ныне носит имя своего основателя – Евгения Вахтангова.

С первыми вахтанговцами – Б.Е. Захавой, Р.Н. Симоновым, Ц.Л. Мансуровой, Е.Г. Алексеевой, И.М. Толчановым – она была на «ты»; это были естественные взаимоотношения однокашников и единомышленников в искусстве.

Варвара Александровна сыграла в Театре 28 ролей. Были заметные роли, такие как Манюшка в «Зойкиной квартире» (режиссер А.Д. Попов). Её рисунок был острым, гротесковым. Она была в первом составе, хотя и делила роль с М.Ф. Некрасовой.

В 1930 году, в спектакле «Коварство и любовь», поставленном режиссёрской группой в составе П.Г. Антокольского, О.Н. Басова и Б.Е. Захавы, она сыграла трепетную влюблённую Луизу Миллер.

Критик Ю.В. Соболев писал о «скромной комнатке музыканта, где разыгрывается симфония любви». Варвара Попова – Луиза исполняла эту симфонию вместе с Фердинандом – великолепным актёром Василием Кузой. Многие из сыгранных ею персонажей становились яркой краской в палитре того или иного спектакля.

Были роли в «Интервенции» (Санька), в спектакле «Егор Булычов и другие» (монахиня Таисия). А ещё Нинка («Аристократы»), Приживалка («Человек с ружьём»), Субретка («Сирано де Бержерак»), Маруся («Фронт»), Валерия Ивановна («Первые радости»).

В 1954 году она сыграла последнюю премьеру – в спектакле для детей по пьесе С.Я. Маршака «Горя бояться – счастья не видать» появилась в образе вредной старушки по имени Горе-Злосчастье.

Варвара Александровна покинула сцену в расцвете творческих сил после того, как позволила себе вступиться за своего любимого партнёра и единомышленника Бориса Захаву, когда началось противостояние Б.Е. Захавы и Р.Н. Симонова. Этот инцидент стал роковым в её биографии.

После ухода из Театра, Варвара Попова вернулась в кинематограф. Снималась у выдающихся мастеров – Я.А. Протазанова, А.А. Салтыкова, А.А. Роу.

Все дети Советского Союза знали её благодаря киносказкам «Морозко», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога» и др.

Варвара Попова награждена Медалью «За трудовую доблесть» (16 декабря 1946).

Варвара Александровна Попова ушла из жизни в 1988 году, похоронена в колумбарии Московского Ваганьковского кладбища.

Читать далее Свернуть



Марикита (Комедии Меримэ, 1924)
Грунька (Виринея, 1925)
Марфуша (Барсуки, 1927)
Манюшка (Зойкина квартира, 1926)
Луиза (Коварство и любовь, 1930)
Санька (Интервенция, 1933)
Нинка (Аристократы, 1935)
Приживалка (Человек с ружьем, 1937)
Субретка (Сирано де Бержерак, 1942)
Маруся (Фронт, 1942)
Валерия Ивановна (Первые радости, 1950)
Горе-Злосчастье (Горя бояться, — счастья не видать, 1954)

Его призыв, 1925
Кирпичики, 1925
Случай на мельнице, 1926
Эх, яблочко, куды котишься, 1926
Жена, 1927
Течёт Волга, 1962
Конец света, 1962
Домик в дюнах, 1963
Большой фитиль (киноальманах), 1963
Председатель, 1964
Морозко, 1964
Дальние страны, 1964
Всё для Вас, 1964
Приезжайте на Байкал, 1965
Двадцать лет спустя, 1965
Время, вперед!, 1965
Скверный анекдот, 1966
Пробуждение (киноальманах), 1966
Выстрел, 1966
Бабье царство, 1967
Братья Карамазовы, 1968
Директор, 1969
Варвара-краса, длинная коса, 1969
Золотые рога, 1972
Сибирячка, 1972