Карло Гольдони

Новая квартира

Комедия

16+

Постановка Джорджо Сангати

2 часа 40 минут c 1 антрактом

Спектакль – лауреат Премии зрительских симпатий «Звезда театрала» в номинации «Лучшая постановка иностранного режиссера в России», 2019

Джорджо Сангати, режиссёр:

“Когда в прошлом году театр Вахтангова попросил меня подобрать текст для творческой лаборатории, я сразу подумал о «Новой квартире». И хотя перед нами – один из шедевров Гольдони, театры не спешат его ставить, во многом из-за языка текста. «Новая квартира» написана на ярком венецианском диалекте, который, к сожалению, сегодня непонятен не только европейцам, но и самим итальянцам. Наличие достойного перевода и тот факт, что текст никогда не был поставлен в России, убедили меня, что у пьесы есть шанс для постановки.

Но мой выбор определил не только языковой аспект. Ведь созданную в 1760 году «Новую квартиру» Гольдони можно поставить в ряд так называемых «реформаторских» текстов. Автор ясно дал понять, что в его драмах действуют персонажи, близкие в социальном и культурном плане, зрителям. В пьесе нет места маскам, слугам, шуткам-лацци и уличным сценам комедии дель арте. Действие переместилось с площадей в замкнутое пространство домов, в квартиры венецианцев. При этом осталась четкая, стилизованная композиция пьесы, унаследованная от комедии дель арте, где диалоги скорее похожи на рассказы зрителей. Зачастую главные герои – торговцы или бывшие коммерсанты. Одинокая аристократическая фигура, как правило – карикатура на увядающий мир былого благородства. А самые расхожие персонажи, освобожденные от статуса слуг, заняли стабильное место (ремесленников и горничных) в прослойке среднего класса. Таков мир «Новой квартиры», в котором очень легко взлететь и упасть с социальной лестницы. Именно так происходит с Андзолетто и Сесилией, супружеской парой, решившейся на новоселье в потрепанной квартире, отремонтировать которую им не по карману.

Мне однажды сказали, что в этой пьесе Гольдони напоминает Островского, с точки зрения пристального внимания к экономическим и финансовым аспектам морали. Это правда. Но мне он также напоминает театр Эдуардо де Филиппо с его неразрывным сочетанием иллюзии и реальности, драмы и комедии, постоянной игрой между жизнью и театром.

Именно поэтому, на мой взгляд, пришло время всерьез поработать над этим «экспериментальным» текстом с актерами театра Вахтангова. Попробовать поискать некое общее место (и время), где-то между Италией и Россией, между прошлым и настоящим, между стилизацией и реализмом.

Для меня театр – это территория откровения, где политические, культурные и временные границы на миг стираются и снова открываются для игры. Театр дает возможность для общения, встреч, познания, открытий, размышлений и праздника”.

Новая сцена

Премьера состоялась 24 апреля 2019 года

Действующие лица и исполнители

Андзолетто Валерий Ушаков
Чечилия Мария Волкова
Наталья Винокурова
Менегина Ксения Кубасова
Кекка Александра Стрельцина
Розина Екатерина Крамзина
Мария Шастина
Лоренцино Евгений Пилюгин
Кристофоло Олег Макаров
Граф Эльдар Трамов
Фабрицио Юрий Поляк
Лучетта Анна Антонова
Сгуальдо Олег Макаров
Просдочимо Павел Юдин
Тони Павел Юдин

Постановочная группа

Режиссер-постановщик Джорджо Сангати
Художник-сценограф Альберто Ноннато
Художник по костюмам Элеонора Росси
Художник по свету Руслан Майоров
Художник-гример Ольга Калявина
Звукорежиссер Даниил Давлетов
Ассистент режиссера Ася Князева
Ассистент-переводчик Надежда Чамина
Помощник режиссера Ирина Громова