Отзывы британских критиков о спектакле «Улыбнись нам, Господи».

5 марта 2018

The Independent

Paul TaylorThursday 1 March 2018

«Российский Национальный академический театр имени Вахтангова возвращается после ошеломительного успеха пьесы «Евгений Онегин», поставленной в 2015 году. На этот раз – с пьесой о суровой судьбе бедных евреев Восточной Европы на заре двадцатого столетия.

…смелость подхода, а также чувство того, что артисты труппы действительно вложили душу в свои спектакли, снова ощущаются в «Улыбнись нам, Господи», глубоко вдохновенной постановке литовского художественного руководителя театра Римаса Туминаса. Разница в том, что на этот раз они представляют неизвестную английской публике русскую классику (как было с «Дядей Ваней» и «Евгением Онегиным» в 2015 году.) «Улыбнись нам, Господи» — трогательная постановка, наполненная хорошим юмором, адаптированная из двух романов земляка Туминаса, Григория Кановича, повествующая о невзгодах бедных евреев Восточной Европы на заре двадцатого века.

Пьеса получилась сказочным, созерцательным путешествием, прерываемым все более сюрреалистичными препятствиями, неспешный ход которого (спектакль идет три часа 20 минут, с антрактом) пронизан тревожной музыкальностью.

В каждом всплеске сумасшедшей энергии постановки всегда таится тонкий смысл. Гениальность постановки, завершающейся с леденящим кровь блеском, неспешно закрадывается в душу. Я бы не сократил спектакль ни на минуту. Это – пища для духа».

https://vakhtangov.ru/press/34887

THE GUARDIANClaire ArmitsteadThursday 1 Mar 2018

«Сильное влияние истории Восточной Европы ощущается в этом историческом спектакле о троих стариках-евреях, гневно ропщущих на жизнь и на Бога.

Русская интерпретация произведений литовского романиста Григория Кановича – увлекательная вещь. Это историческая пьеса с современным мировоззрением, мощная отсылка к театру 20-го столетия, наследием которого стал театр 21-го века».

https://vakhtangov.ru/press/34886

THE STAGENatasha TripneyMar 1, 2018

«Это сюрреалистичный, поэтичный и завораживающий спектакль, проникнутый печалью о мире, которому вскоре предстоит исчезнуть.

Постановка обладает богатой визуальной составляющей – конструкция лошади и телеги из груды шкафов, комодов и чемоданов стала изюминкой безупречно поставленного спектакля. Игра актеров также потрясающе натуральна. Юлия Рутберг прекрасно и экспрессивно отыгрывает роль козочки (единственная актриса, присутствующая на сцене продолжительное время), а Виктор Сухоруков убедительно дурачится в роли сумасбродного Авнера Розенталя.

И хотя пьеса проникнута юмором, осознание того, что в будущем ждет персонажей, и всех европейских евреев, не отпускает зрителя, неизменно оставаясь рядом, как тень, а последняя сцена, безжалостно сметающая все на своем пути, выглядит глубоко впечатляюще и жутко эффектно».

https://vakhtangov.ru/press/34888

Financial TimesThursday 1 March 2018

«Улыбнись нам, Господи» — это пьеса, основанная на романах Григория Кановича, действие в которой разворачивается в культуре, близкой автору – литовском иудаизме. Это c одной стороны «В ожидании Годо», с другой – картина о приключениях в дороге, с третьей — представление, поражающее благодаря колоссальной актерской игре, граничащей с клоунадой.

…в постановке Туминаса (на русском, с английскими субтитрами) есть то, что в итоге, остается универсально доступным. Все мы пытаемся найти свой путь в мире, который, в лучшем случае, к нам равнодушен, а в худшем – и вовсе явно агрессивно настроен против нас, таких несоизмеримо крохотных. Если это звучит почти архетипически по-русски, то в постановке все же нашлось место для юмора — от саркастического, подаваемого с каменным лицом, до совершенно сюрреалистического. Другими словами, при продолжительности в три часа, это – долгое и серьезное, но не мрачное зрелище».

https://vakhtangov.ru/press/34885

THE TIMESSam Marlowe2 марта 2018

«Душевная и интригующая, эта российская постановка требует терпения, но под полусонной созерцательностью скрывается тихое, яростное напряжение».

https://vakhtangov.ru/press/34884

Блог JewishRenaissanceДжуди Герман2 марта 2018

«Философские беседы путников часто заставляют аудиторию взрываться смехом (как правило, спустя несколько мгновений – после прочтения субтитров). Тот же эффект оказывает и постоянная буффонада невероятно разноплановых актеров. Такой уровень ансамбля можно достичь только благодаря сплоченности и доверию между членами прославленной труппы, вращающейся вокруг нескольких сильных центральных персонажей».

https://vakhtangov.ru/press/34891

EXEUNTАмелия Форсбрук4 марта 2018 года

«Римасу Туминасу, художественному руководителю Театра имени Евгения Вахтангова, удается привнести в эту выразительную историю глубокой нищеты изящество. Возможно, в основе повествования и лежат страдание и голод, но их тематическое влияние не слишком распространяется на стиль представления. Программки пестрят хвалебными отзывами и наградами, и уровень игры вполне им соответствует».

https://vakhtangov.ru/press/34892Вера Либер4 марта 2018 года

«Умные и язвительные строки Кановича, его проповеди о Боге и жизненном путешествии и, в общем смысле, печальная история евреев Европы в двадцатом веке, претворены в жизнь постановщиком Римасом Туминасом с теплотой, с шумной какофонией и оживленным клезмером Фаустаса Латенаса и выдающейся игрой ансамбля Вахтанговского театра.

Экспрессионистский физический театр высшего порядка и строки, попадающие в цель и вызывающие оживление – «Улыбнись нам, Господи» прекрасно знает свои сильные и слабые стороны и даже позволяет себе посмеяться над самим собой («Может, Бог – это крестный отец»), но в конечном итоге пробуждает в зрителе ощущение сопереживания. Путешествие ждет каждого из нас, и мы сами должны выбрать свой путь».

https://vakhtangov.ru/press/34893