Заслуженная артистка России

Лидия Вележева

«Её героини такие разные, непохожие    сильные, нежные, чувственные, озорные, вздорные, сыгранные на грани гротеска,    но все невероятно женственны, обворожительны, убедительны и точны в подробностях характера, который не только созерцаешь, но и стараешься разгадать…» (Л. Остропольская)

Родилась 2 октября 1966 года в Киеве.

В 1988 году окончила Театральное училище имени Бориса Щукина (курс А.А. Казанской) и в том же году была принята в труппу Театра имени Евгения Вахтангова.

Её первые роли – Мадам Иванова и Манюшка (Зойкина квартира), М-м Дурандас (Два часа в Париже), Рут Келли (Белый кролик), Помпея (Мартовские иды), Скирина и Адельма (Принцесса Турандот) – отмечены уверенным профессионализмом. И в каждой из них она обретала всё новые краски в актерской палитре.

Драматическую доминанту в творчестве актрисы открыл мастер психологического анализа Пётр Наумович Фоменко. В его блистательных «Без вины виноватых» актриса сыграла Отрадину в прологе спектакля.

Главную роль Риты (Цилиндр Э. де Филиппо) – яркую, колоритную, острую на язык красавицу – Вележева играла легко, озорно и азартно.

Коринн в спектакле «Мадемуазель Нитуш» – примадонна оперетты. В этой роли актриса ослепительна, вызывающе красива. Великолепие Коринн в ладу с коварством, а кажущееся порой простодушие – с лукавством. Все эти подробности характера актриса как лаком покрывает победительным шармом примадонны.

В хореографическом спектакле Анжелики Холиной «Берег женщин», где нет спасительного текста, ей удалось выразить все чувства в танце, пластике, без слов передать прощание с любимым, муку горя через полученную похоронку, волю к жизни через глаза с застывшими слезами.

Событием в творческой жизни актрисы стала роль Баронессы Штраль в спектакле Римаса Туминаса «Маскарад». Её героиня, сыгранная чувственно, талантливо заставила трепетать сердца многих зрителей.

Критики единогласно отметили драматический талант актрисы в спектакле Владимира Иванова «Люди как люди» по пьесе М. Горького, где Лидия сыграла роль Софьи – мощно, ярко, пронзительно.

А в спектакле «Обычное дело» её капризная и вездесущая Розмари – убедительна и обаятельна в рамках комедийного жанра спектакля. Она блистательна и в роли Баронессы де Шампиньи в водевиле «Соломенная шляпка».

Большим подарком судьбы сама актриса считает работу в спектакле «Пристань» Римаса Туминаса, где ей посчастливилось выйти на подмостки с Юрием Яковлевым, который и предложил актрисе быть его партнёршей в отрывке «Тёмные аллеи» И. Бунина. Дуэт Юрия Яковлева и Лидии Вележевой в этом спектакле стал образцом настоящего, чарующего актёрского искусства.

В возрасте 13 лет снялась в фильме «Ожидание». После первого детского опыта в 1984 году вновь начала сниматься – короткометражный фильм «День рождения». В 1987 году сыграла одну из главных ролей в сериале «Государственная граница». Затем последовали «Очарованный странник», «Яр», «Московская любовь», «Воровка», «Следствие ведут знатоки». Большой творческой удачей стала роль Настасьи Филипповны в фильме Владимира Бортко «Идиот».

В кино актриса сыграла более 45 ролей: «Будулай, которого не ждут», «Простые истины», «Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь», «Убойная сила», «Русские деньги», «Грех», «Любовь-морковь 2», «Старшая жена», «Учитель музыки», «Август. Восьмого», «Аромат шиповника», «Луна», «Березка» и др.

В 2012 году  на телеканале «Россия» вела программу «Дело Х. Следствие продолжается» .

С 2010 года преподает в Театральном институте имени Бориса Щукина.

В 2017 году награждена Орденом Дружбы «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, средств массовой информации и многолетнюю плодотворную деятельность».

Читать далее Свернуть



Орден Дружбы «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, средств массовой информации и многолетнюю плодотворную деятельность», 2017
Премия «Фигаро» — в номинации «Лучшие из лучших» за блистательное исполнение ролей на российской театральной сцене, 2019
Заслуженная артистка Республики Северная Осетия – Алания

Гостья в отеле (Великая магия)
Гостья на балу (Анна Каренина)
Мартовские иды
Рябина (Кот в сапогах)
Рут Келли (Белый кролик)
Манюшка (Зойкина квартира)
М-м Дурандас (Два часа в Париже)
Рита (Цилиндр)
Наша любовь (Notre amour)
Шахрезада (Али-баба и сорок разбойников)
Любовь Ивановна Отрадина (Без вины виноватые)
Эмилия, жена Яго (Отелло)
Адельма, татарская княжна и рабыня Турандот (Принцесса Турандот)
Коринн, опереточная примадонна (Мадемуазель Нитуш)
Анна Николаевна Антипова (Дядюшкин сон)
Берег женщин
Баронесса Штраль (Маскарад)
Софья (Люди как люди)
Надежда («Тёмные аллеи» в спектакле «Пристань»)
Розмари Мортимер (Обычное дело)
Баронесса де Шампиньи (Соломенная шляпка)

«Неаполитанские страсти», «Будьте здоровы, месье», «Ловушка для мужа» (Театральный дом Миллениум).
«Территория страсти» по мотивам романа Шодерло де Лакло.

Ожидание, 1979
Государственная граница (фильм 6-й: «За порогом победы»), 1987
Под небом голубым, 1989
Очарованный странник, 1990
Venicks. Половые щетки, 1991
Московская любовь, 1991
Умирать не страшно, 1991
Яр, 1991
Волкодав, 1992
Риск без контракта, 1992
Будулай, которого не ждут, 1994
Клубничка, 1996-1997
Классик, 1998
Простые истины, 1999-2001
Бездельники, 2001-2002
Убойная сила, 2001
Воровка, 2001
Воровка-2. Счастье напрокат, 2002
Следствие ведут знатоки. Десять лет спустя, 2002
Снежная любовь или Сон в зимнюю ночь, 2002
Идиот, 2003
Идеальная пара, 2003
Узкий мост, 2004
Убойная сила-2. Овертайм, 2005
Русские деньги, 2006
Отец, 2007
Грех, 2007
Учитель музыки, 2008
Старшая жена, 2008
Любовь-морковь-2, 2009
Откровения, 2011
Август. Восьмого,2012
Пончик Люся, 2011
Пристань (фильм-спектакль), 2011
Берег женщин (фильм-спектакль), 2012
Луна, 2014
Маскарад (фильм-спектакль), 2014
Аромат шиповника, 2014
Тонкий лёд, 2015
Берёзка, 2018
Вечная жизнь Александра Христофорова, 2018

Озвучивание:
Максимальный риск | Maximum Risk (США), 1996
Бездельники (Украина), 2002

Александр Островский «Без вины виноватые» (радиоспектакль)