Мадемуазель Нитуш (1944)
Премьера спектакля состоялась в декабре 1944 года. Постановка вызвала возмущение начальства: «Когда пролито столько крови, не следует дрыгать ногами!» Подозрительной казалась сама возможность постановки оперетты драматическим театром во время войны. Но спектакль имел бурный успех у зрителей. Он был точен и легок, задушевно грациозен, без следов усилий и пота. Актеры-мастера играли блестяще, а в пестрых и нарядным массовых сценах была занята вся молодежь. «Мадемуазель Нитуш» на многие годы осталась в репертуаре. Шедевр военных лет стал московским шлягером.
«Спектакль «Мадемуазель Нитуш» является победой: не жанра оперетты, а самого театра, который захотел и смог сломать и освежить традиционно опереточный жанр. Эта победа не случайна. Она заработана добросовестным трудом, хорошей выдумкой, изобретательностью. Основной победитель здесь — постановщик Рубен Симонов. Зритель ясно понимает, что любовь и стремление главных персонажей пьесы к театру — это возвышенное, одухотворенное стремление. Он радуется тому, что взбалмошная девочка — ученица чудака-органиста — и сам этот органист выходят сухими из всяческой беды, радуется наивности и душевной чистоте этой пары […]
От Г. Пашковой, играющей мадемуазель Нитуш, идет внутренняя серьезность, чистота и благородство. Зритель следит за изменчивым, трогательным и милым лицом артистки, за ее полудетской угловатостью, за правдой ее чувств. Это — человек на сцене, лучшее достояние в любом искусстве […]
Чрезвычайно смешна и вполне правдоподобна, несмотря на резкую смелость внешнего образа, Е. Понсова — настоятельница пансиона Небесных Ласточек. Эта молодящаяся ханжа, продувная бестия, своего рода маленький Тартюф в юбке — хорошая выдумка, хороший театральный образ.
Простодушно грубоват в роли опереточного фата-полковника А. Горюнов. С яростью и задором актера-импровизатора, воспитанного на «Принцессе Турандот», Горюнов осуществляет в спектакле связь со зрительным залом, с первого же появления став его любимцем […]
Крохотный, но смешной и трогательный выход артиста Б. Шухмина в роли помощника режиссера принадлежит к лучшим находкам спектакля. Это по-вахтанговски найденная краска.
Молодой артист В. Осенев — исполнитель второй после Нитуш ответственной и очень трудной роли органиста. В нем есть комедийная легкость, острота и изящество, очень хороший ритм и верность стилю спектакля […]
Спектакль «Мадемуазель Нитуш» богат настоящим весельем и хорошим театральным вкусом. То, что в нем удалось, — удалось не случайно. Это любовно и талантливо выношено театром, отшлифовано исполнителями и постановщиком» (Павел Антокольский, «Комсомольская правда» от 19.01.1945 г.).
Основная сцена
Премьера состоялась 14 декабря 1944 года
Действующие лица и исполнители:
Дениза |
Галина Пашкова Людмила Целиковская |
Августин (Флоридор) |
Владимир Осенев Сергей Лукьянов |
Начальница пансиона |
Елена Понсова |
Полковник |
Анатолий Горюнов |
Фердинанд де Шамплатро |
Виктор Кольцов Николай Гриценко |
Коринна, примадонна опереточного театра |
Гарэн Жуковская Елена Берсенева Нина Никитина |
Лорио, унтер-офицер |
Николай Плотников Николай Пажитнов |
Директор театра |
Аркадий Марьин |
Полинар, помощник режиссера |
Евгений Максимов Борис Шухмин |
Майкл, режиссер американской труппы |
Николай Гриценко Вячеслав Дугин |
Урсула |
К. Султанова |
Постановочная группа:
Постановка |
Рубен Николаевич Симонов |
Художник |
Николай Акимов |
Текст интермедий |
Николай Эрдман |
Стихотворный текст музыкальных номеров и интермедий |
Я. Галицкий |
Оркестровка и музыка 2-го действия |
Александр Голубенцев |