Народный артист СССР,  лауреат Ленинской и Государственных премий СССР. Художественный руководитель Театра имени Евгения  Вахтангова (1939-1968)

Рубен Николаевич Симонов

Рубен Николаевич Симонов родился 20 марта (2 апреля) 1899 года в Москве, в армянской семье. В 1918 году по окончании первого курса юридического факультета Московского университета решил посвятить себя театру. В 1919 году поступил в Шаляпинскую студию. Через год — в 1920 году — поступил в студию Евгения Вахтангова, сразу на третий курс.

Служил в Театре имени Евгения  Вахтангова с 1920 по 1968 год. С 1939 года  — Художественный руководитель Театра имени Евгения  Вахтангова.

Уже в первых студийных спектаклях — «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, «Свадьба» А. Чехова, в знаменитой «Принцессе Турандот» К. Гоцци — Рубен Симонов обнаружил редкое актерское дарование. Недаром, увидев юного студийца еще в учебной, «сильно драматической» роли, Вахтангов заметил: «Он будет замечательным комедийным актером». Пророчество сбылось.

После трагически ранней смерти учителя Симонов становится одним из самых активных «строителей» студии, которая вскоре была названа Театром имени Евгения Вахтангова. В те ранние годы в молодом актере открылся режиссерский талант, и поставленный им в 1924 году водевиль Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин» стал заметным явлением московской театральной жизни. Затем последовала череда актерских и режиссерских работ, казалось бы, до отказа заполнивших жизнь молодого артиста. Однако энергичный и склонный к смелым экспериментам, молодой Симонов в 1928 году создает свою студию.  Этот театр-студия просуществовал не столь уж долго, но остался яркой страницей в театральной истории.

Постепенно, год от года, растет творческий авторитет Р. Н. Симонова в Вахтанговском коллективе, и его сверстники признают в нем своего лидера: в 1939 году он становится главным режиссером — художественным руководителем Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, занимая этот пост до последнего дня жизни.

Р. Н. Симонов поставил множество спектаклей, и если охватить их взором, то поражает широта его режиссерского мира. Он успел и хотел брать на себя самые сложные, новые и прежде не возникавшие творческие задачи. Таким художественным открытием стала постановка «Человека с ружьем» Н. Погодина, где на сцену вышел живой Ленин. «Фронт» А. Корнейчука обошел едва ли не все сцены страны, однако именно симоновский спектакль в Театре Вахтангова остался в театральной истории как высший образец сценического воплощения этой пьесы. В середине 50-х годов Симонов поставил спектакль «Фома Гордеев», который стал одной из лучших его работ и долго жил на сцене. Широта художественных интересов Симонова-режиссера сказалась в том, что после революционного спектакля «Человек с ружьем» он увлекается веселой, беззаботной опереттой и руководит постановкой «Соломенной шляпки», а спустя некоторое время появилась и «Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве.

О каждой роли и режиссерских работах Симонова много писали и чаще всего благожелательно. Конечно, выпали на его долю и критические упреки — иногда справедливые, порой необоснованные. Однако можно с уверенностью сказать, что творческая судьба артиста и режиссера сложилась счастливо, и работа в театре принесла ему заслуженную славу и признание.

Рубен Николаевич Симонов ушел из жизни 5 декабря 1968 года.



Лауреат трёх Сталинских премий (1943, 1947, 1950)
Лауреат Ленинской премии (1967)

Труффальдино (Принцесса Турандот, 1922)
Лев Гурыч Синичкин (Лев Гурыч Синичкин, 1924)
Дон Андрес де Рибера (Комедии Меримэ, 1924)
Аметистов Александр Тарасович (Зойкина квартира, 1928)
Бурм (Коварство и любовь, 1930)
Клавдий, король датский (Гамлет, 1932)
Герцог де Шолье (Человеческая комедия, 1934)
Костя (Аристократы, 1935)
Бенедикт (Много шума из ничего, 1936)
Иосиф Виссарионович Сталин (Человек с ружьем, 1937)
Иван Александрович Хлестаков (Ревизор, 1939)
Дон-Кихот Ламанчский (Дон Кихот, 1941)
Олеко Дундич (Олеко Дундич, 1942)
Сирано де Бержерак (Сирано де Бержерак, 1942)
Царь Дормидонт (Горя бояться — счастья не видать, 1954)
Доменико Сориано (Филумена Мартурано, 1956)

1924 — «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского (первая большая режиссёрская работа)
1926 — «Марион Делорм» В. Гюго
1928 — «На крови» С.Д. Мстиславского (совместно с П.Г. Антокольским)
1932 — «Гамлет» У. Шекспира
1933 — «Интервенция» Л.И. Славина
1937 — «Человек с ружьём» Н.Ф. Погодина (совместно с В. В. Куза)
1938 — «Я — сын трудового народа» В.П. Катаева
1939 — «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля
1942 — «Фронт» А.Е. Корнейчука
1944 — «Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве
1948 — «Накануне» А.Н. Афиногенова
1949 — «Заговор обречённых» Н.Е. Вирты
1952 — «В наши дни» А.В. Софронова (совместно с А.И. Ремизовой)
1953 — «Европейская хроника» А.Н. Арбузова (совместно с А.И. Ремизовой)
1955 — «Олеко Дундич» A.Г. Ржешевского и М.А. Каца (возобновление постановки А.Д. Дикого 1942 года)
1956 — «Фома Гордеев» по М. Горькому
1958 — «Неписаный закон» В.И. Пистоленко
1959 — «Стряпуха» А.В. Софронова
1961 — «Стряпуха замужем» А.В. Софронова
1962 — «Живой труп» Л.Н. Толстого
1963 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци (восстановление постановки Е.Б. Вахтангова)
1964 — «Правда и кривда» М.А. Стельмаха
1965 — «Дион» Л.Г. Зорина
1966 — «Конармия» по рассказам И.Э. Бабеля
1966 — «Золушка» Е.Л. Шварца
1967 — «Виринея» Л.Н. Сейфуллиной и В.П. Правдухина
1967 — «Варшавская мелодия» Л.Г. Зорина

Д. Ленский «Лев Гурыч Синичкин» (радиоспектакль)
Э. Ростан «Сирано де Бержерак» (радиоспектакль)
У. Шекспир «Много шума из ничего» (радиоспектакль)

В.А. Анастасьев «Рубен Симонов» Москва, 1981 г.

Род Симоновых

Валерий Стольников, Российско-армянский деловой жкрнал от 1 января 1970