Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР

Борис Щукин

Театральный институт при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова носит имя Бориса Щукина. И это — замечательный памятник одному из ярчайших актеров своего поколения, в творчестве и индивидуальности которого соединились лучшие черты вахтанговской школы.

Борис Васильевич Щукин родился 17 апреля 1894 года в Кашире, Тульской губернии, в семье служащего.

За его плечами было механическое отделение МВТУ, курсы по подготовке офицеров в военном училище, фронт Первой мировой, работа слесарем железнодорожного депо, помощником машиниста паровоза, кадровая военная служба в Красной Армии. Но юношеские воспоминания о спектаклях МХТ привели его в 1919 г. в драматическую студию под руководством Е.Б. Вахтангова (3-я студия МХАТ). Борис Щукин, среднего роста, плотный, с добродушным русским лицом, большелобый, пришел в гимнастерке, обмотках. И сразу покорил и Вахтангова, и студийцев, принимавших пополнение.

Органичность, трудолюбие, фантазия, сценическое обаяние, постоянная работа над собой, пластикой, голосом помогли в создании образа Тартальи — канцлера китайского двора, одной из четырех классических масок комедии дель арте, которые так много значили в шедевре Вахтангова «Принцесса Турандот». Смешной заика Тарталья-Щукин произносил в легендарном спектакле первые слова, определяя тональность необычного зрелища.

Б.В. Щукин исполнил роль кюре еще в одном вахтанговском спектакле  — «Чудо святого Антония». Потом сыграл смешного и трогательного провинциального актера Льва Гурыча Синичкина. «Исполняя роли классического репертуара, Щукин продолжал реалистическую традицию Щепкина, Мартынова, Москвина, Качалова…Щукин в совершенстве владел русской речью. В каждой его роли слово было безупречно отработано» (Р.Н. Симонов).

Новым этапом в его актерской жизни стала роль большевика Павла Суслова в первой советской пьесе «Виринея» Л.Н. Сейфуллиной и В.П. Правдухина, поставленной в Театре Вахтангова. Павел Суслов, бывший солдат, строил новую жизнь, но не был плакатным героем — истово защищал идеалы революции, а еще любил, страдал, радовался, сомневался. Открытый гражданский темперамент, вера в своего героя, неподдельный пафос заворожили московскую публику, были высоко оценены на парижских гастролях зрителями социально не ангажированными.

Продолжением этой темы стали образы товарища Антона в пьесе «Барсуки» Л.М. Леонова и Берсенева в пьесе Б.А. Лавренева «Разлом». Эти роли Щукин репетировал с режиссером А.Д. Поповым, оказавшим большое влияние на личность актера. В спорном, но ярком спектакле Н.П. Акимова «Гамлет» Борис Васильевич сыграл Полония.

Настоящей творческой удачей стало исполнение Щукиным роли Егора Булычова в пьесе М. Горького «Егор Булычов и другие». Мощь, трагизм, масштаб личности, горькая ирония, отчаянное понимание неверно прожитой жизни создали настоящий актерский шедевр. «Я не думал, что написал такого Булычова», — признавался сам Горький. «Стихийная, буйная сила булычовского характера рождалась у актера органично, постепенно нарастая от сцены к сцене… Все было безупречно по глубине и искренности переживания с точки зрения меры и сценической правды» (Р.Н. Симонов).

Именно эта работа натолкнула Горького на мысль, что роль Ленина на театральных подмостках можно доверить именно Щукину. Щукин сыграл Вождя — человека, миф и правду. Соединил мощь, теплоту и душевность, то есть создал на подмостках идеального героя, сделав его невероятно обаятельным человеком из плоти и крови. Щукин воплотил образ Ленина не только на сцене в спектакле «Человек с ружьем», но и на экране в фильмах М.И. Ромма «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году».

Великолепный разносторонний артист, он был прирожденным педагогом, обучая мастерству, никогда не забывал о профессиональной этике, и сам был воплощением актера-подвижника.

У него были грандиозные планы: блестяще репетировал Городничего в «Ревизоре», готовил роль Кутузова, мечтал об Отелло. Больное сердце не выдержало — ему было всего 45. 7 октября 1939 года он заснул, держа в руках книгу Д. Дидро «Парадокс об актере». И не проснулся.

На доме, где жил Борис Щукин, висит мемориальная доска, пятьдесят лет его имя носила улица, который в начале 1990-х годов вернули историческое название — Большой Левшинский переулок.

В память о Борисе Щукине на уровне бельэтажа Основной сцены Театра Вахтангова открыта постоянная экспозиция, в которой представлена обстановка из кабинета актёра и его личные вещи. Фрагменты кабинета Бориса Щукина переданы в дар Театру в 2018 году Галиной Николаевной Ремизовой (мебель, картины, фотографии, книги, рабочие материалы, патефон, а также кепка В.И. Ленина, подаренная Б.В. Щукину Н.К. Крупской).
Экспозиция дополнена театральными костюмами, в которых артист выходил на сцену Вахтанговского театра, в том числе костюмами Тартальи из легендарного спектакля Евгения Вахтангова «Принцесса Турандот».

Читать далее Свернуть



В 1936 году — Б.В. Щукин первый из артистов был удостоен звания Народного артиста СССР.
В 1938 году награжден орденом Ленина.
В 1941 г. Б.В. Щукин (посмертно) награжден Государственной премией СССР.

Жигалов (Свадьба, 1921)
Кюре (Чудо святого Антония, 1921)
Тарталья (Принцесса Турандот, 1922)
Барабошев (Правда хорошо, а счастье лучше, 1923)
Степан (Женитьба, 1924)
Синичкин (Лев Гурыч Синичкин, 1924)
Павел Суслов (Виринея, 1925)
Павел (товарищ Антон) (Барсуки, 1927)
Берсенев (Разлом, 1927)
Иван Васильевич (Зойкина квартира, 1928)
Соломон Шапиро (Заговор чувств, 1929)
Егор Булычов (Егор Булычов и другие, 1932)
Полоний (Гамлет, 1932)
Ленин (Человек с ружьём, 1937)

В качестве режиссера принимал участие в постановке спектаклей:
Марион де Лорм, 1926
Барсуки, 1927
Заговор чувств, 1929
Темп, 1930
Пятый горизонт, 1932
Гамлет, 1932
Достигаев и другие, 1933
Человеческая комедия, 1934
Аристокрыты, 1935
Далекое, 1935

Летчики, 1935
Поколение победителей, 1936
Ленин в Октябре, 1937
Ленин в 1918 году, 1938