Принцесса Турандот (1963)

Постановка Евгения Вахтангова 1922 года. В 1963 году Рубен Николаевич Симонов возобновил спектакль с лучшими силами нового поколения артистов — Юлией Борисовой, Николаем Гриценко, Михаилом Ульяновым, Юрием Яковлевым, Василием Лановым, Людмилой Максаковой. Замысел постановки Евгения Вахтангова четко определил Павел Марков:

«Не сказку о жестокой принцессе Турандот должны сыграть актеры в этом спектакле. Не просто содержание этой сказки должны донести они зрителю — а вот это самое свое современное отношение к ней, иронию свою, улыбку свою по адресу „трагического“ содержания сказки, сплетенного воедино с любовью к ней — вот что должно возникнуть в качестве нового содержания спектакля. Не сказочный мир возникает на сцене, а мир театральный, „представление“ сказки. Все должно в этом спектакле звучать, как импровизация. Мастерство актера — вот та ось, на которой вертится спектакль».

Спектакль сохранялся в репертуаре до 1980-х годов, его сыграли в 1983 году, к столетию Е.Б. Вахтангова, в том же году показали на гастролях на родине Вахтангова во Владикавказе. Менялись исполнители и репризы, но оставался прежним класс исполнения и восторг публики. Спектакль прошел более 1000 раз и был снят с репертуара в 1984 году. Но память о «Принцессе Турандот» жива, легенда манит и тревожит.

«Сегодняшняя «Принцесса Турандот» — это не просто реконструкция когда-то славных руин, преследующая историко-архивные или познавательные цели. Возобновленный учеником Вахтангова Рубеном Симоновым, спектакль звучит молодо и свежо. Очевидно, уж очень органически близким творческой природе всего коллектива театра было веселое, праздничное, зрелищное и ироничное искусство «Принцессы Турандот» 1922 года, если с такой увлеченностью, блеском, так ансамблево сыгран через сорок лет этот старый и в то же время новый спектакль» […]

Турандот 1963 года — Ю. Борисова — юная, капризная, кокетливая — нам близка милым лукавством, девчачьей самоуверенностью, сердитым старанием скрыть свою влюбленность в Калафа — В. Ланового. Своей искренней взволнованностью, лирическим одушевлением он заставил нас поверить в силу чувства принца, в его благородство и мужество. Нельзя не отметить темпераментную, страстную, волевую Адельму (Л. Максакова), очаровательную, лукавую и простодушную Зелиму (Е. Райкина) и самую раскитайскую из всех «китайских» персонажей — Скирину (ее с тонким чувством стиля и веселым юмором играет И. Бунина) […]

А когда на сцене появляются маски — Тарталья (Н. Гриценко), Панталоне (Ю. Яковлев), Труффальдино (М. Греков), и Бригелла (М. Ульянов), мы погружаемся в стихию комического. И мы благодарны талантливым актерам за ту художественную радость, которую они заставили нас пережить» (Т. Князевская, «Советская культура» за 29 октября 1963 г. ).

 

 

 

Основная сцена

Премьера состоялась 3 апреля 1963 года

Действующие лица и исполнители:

Алтоум
китайский император
Михаил Дадыко
Турандот
китайская принцесса, его дочь
Юлия Борисова
Адельма
татарская княжна, рабыня Турандот
Людмила Максакова
Зелима
рабыня Турандот
Екатерина Райкина
Скирина
мать Зелимы
Ирина Бунина
Тимур
астраханский царь
Анатолий Кацынский
Калаф
его сын
Василий Лановой
Барах
под именем Гассана, воспитатель Калафа
Гарри Дунц
Измаил Евгений Фёдоров
Панталоне
секретарь Алтоума
Юрий Яковлев
Тарталья
Великий канцлер
Николай Гриценко
Труффальдино
начальник евнухов гарема Турандот
Максим Греков
Бригелла
начальник стражи
Михаил Ульянов
Мудрецы, члены Дивана Анатолий Борисов
Михаил Жарковский
Эрнст Зорин
Владимир Колчин
Владимир Шлезингер
Рабыни Турандот Елена Добронравова
Алла Парфаньяк
Агнесса Петерсон
Марианна Вертинская
Алла Демидова
З. Цахилова
А. Чернова
Рабы Николай Гладков
Надир Малишевский
Слуги просцениума Михаил Воронцов
Нина Нехлопоченко
Дарья Пешкова
Л. Снежкова
Н. Корнева
Л. Савелова

Постановочная группа:

Постановка Евгений Богратионович ВАХТАНГОВ
Возобновление постановки Рубен Николаевич Симонов
Художник по возобновлению Милий Виноградов
Художник Игнатий Нивинский
Перевод Михаил Осоргин