Принцесса Турандот (1963)
Постановка Евгения Вахтангова 1922 года. В 1963 году Рубен Николаевич Симонов возобновил спектакль с лучшими силами нового поколения артистов — Юлией Борисовой, Николаем Гриценко, Михаилом Ульяновым, Юрием Яковлевым, Василием Лановым, Людмилой Максаковой. Замысел постановки Евгения Вахтангова четко определил Павел Марков:
«Не сказку о жестокой принцессе Турандот должны сыграть актеры в этом спектакле. Не просто содержание этой сказки должны донести они зрителю — а вот это самое свое современное отношение к ней, иронию свою, улыбку свою по адресу „трагического“ содержания сказки, сплетенного воедино с любовью к ней — вот что должно возникнуть в качестве нового содержания спектакля. Не сказочный мир возникает на сцене, а мир театральный, „представление“ сказки. Все должно в этом спектакле звучать, как импровизация. Мастерство актера — вот та ось, на которой вертится спектакль».
Спектакль сохранялся в репертуаре до 1980-х годов, его сыграли в 1983 году, к столетию Е.Б. Вахтангова, в том же году показали на гастролях на родине Вахтангова во Владикавказе. Менялись исполнители и репризы, но оставался прежним класс исполнения и восторг публики. Спектакль прошел более 1000 раз и был снят с репертуара в 1984 году. Но память о «Принцессе Турандот» жива, легенда манит и тревожит.
«Сегодняшняя «Принцесса Турандот» — это не просто реконструкция когда-то славных руин, преследующая историко-архивные или познавательные цели. Возобновленный учеником Вахтангова Рубеном Симоновым, спектакль звучит молодо и свежо. Очевидно, уж очень органически близким творческой природе всего коллектива театра было веселое, праздничное, зрелищное и ироничное искусство «Принцессы Турандот» 1922 года, если с такой увлеченностью, блеском, так ансамблево сыгран через сорок лет этот старый и в то же время новый спектакль» […]
Турандот 1963 года — Ю. Борисова — юная, капризная, кокетливая — нам близка милым лукавством, девчачьей самоуверенностью, сердитым старанием скрыть свою влюбленность в Калафа — В. Ланового. Своей искренней взволнованностью, лирическим одушевлением он заставил нас поверить в силу чувства принца, в его благородство и мужество. Нельзя не отметить темпераментную, страстную, волевую Адельму (Л. Максакова), очаровательную, лукавую и простодушную Зелиму (Е. Райкина) и самую раскитайскую из всех «китайских» персонажей — Скирину (ее с тонким чувством стиля и веселым юмором играет И. Бунина) […]
А когда на сцене появляются маски — Тарталья (Н. Гриценко), Панталоне (Ю. Яковлев), Труффальдино (М. Греков), и Бригелла (М. Ульянов), мы погружаемся в стихию комического. И мы благодарны талантливым актерам за ту художественную радость, которую они заставили нас пережить» (Т. Князевская, «Советская культура» за 29 октября 1963 г. ).
Основная сцена
Премьера состоялась 3 апреля 1963 года
Действующие лица и исполнители:
Алтоум китайский император |
Михаил Дадыко |
Турандот китайская принцесса, его дочь |
Юлия Борисова |
Адельма татарская княжна, рабыня Турандот |
Людмила Максакова |
Зелима рабыня Турандот |
Екатерина Райкина |
Скирина мать Зелимы |
Ирина Бунина |
Тимур астраханский царь |
Анатолий Кацынский |
Калаф его сын |
Василий Лановой |
Барах под именем Гассана, воспитатель Калафа |
Гарри Дунц |
Измаил |
Евгений Фёдоров |
Панталоне секретарь Алтоума |
Юрий Яковлев |
Тарталья Великий канцлер |
Николай Гриценко |
Труффальдино начальник евнухов гарема Турандот |
Максим Греков |
Бригелла начальник стражи |
Михаил Ульянов |
Мудрецы, члены Дивана |
Анатолий Борисов Михаил Жарковский Эрнст Зорин Владимир Колчин Владимир Шлезингер |
Рабыни Турандот |
Елена Добронравова Алла Парфаньяк Агнесса Петерсон Марианна Вертинская Алла Демидова З. Цахилова А. Чернова |
Рабы |
Николай Гладков Надир Малишевский |
Слуги просцениума |
Михаил Воронцов Нина Нехлопоченко Дарья Пешкова Л. Снежкова Н. Корнева Л. Савелова |
Постановочная группа:
Постановка |
Евгений Богратионович ВАХТАНГОВ |
Возобновление постановки |
Рубен Николаевич Симонов |
Художник по возобновлению |
Милий Виноградов |
Художник |
Игнатий Нивинский |
Перевод |
Михаил Осоргин |