Народный артист РСФСР

Александр Граве

Почти семь десятилетий (с 1942-го по 2010 год) он работал в Театре Вахтангова.

Александр Константинович был подлинным хранителем Вахтанговской театральной культуры. Профессиональное мастерство, истинная интеллигентность, живой ум, мягкая ирония, тонкий юмор обеспечили этому замечательному Вахтанговцу огромную любовь и уважение коллег, учеников, зрителей.

8 сентября 1920 года — 5 марта 2010 

Родился 8 сентября 1920 года, в Москве.

Житель Арбата, он с детских лет был влюблён в Театр Вахтангова, еще подростком став зрителем его легендарных спектаклей.

А.К. Граве 18-летним юношей поступил в Школу при Вахтанговском театре (на курс к ученице Е.Б. Вахтангова — А.А. Орочко), а в 1942 году был принят в труппу Театра имени Евгения Вахтангова.

В первые годы Великой Отечественной войны вместе с Театром уехал в эвакуацию в Омск. В 1942 году вошёл в состав Фронтового филиала Вахтанговского театра, прикреплённому к Первому Украинскому фронту, прошёл всю войну — до Берлина. Награждён Орденом Красной Звезды, а к 50-летию Победы – Орденом Отечественной войны II степени.

А.К. Граве сыграл в кино ряд ролей в фильмах о Великой Отечественной войне: красноармейца Огурцова (в знаменитой кинокомедия 1946 года «Беспокойное хозяйство» – первой режиссёрской работе  актёра Михаила Жарова), полковника в «Хронике пикирующего бомбардировщика», Владимира Плата в экранизации пьесы Леонида Зорина «Друзья и годы».

Первой послевоенной крупной работой А.К. Граве в Театре Вахтангова стал Ераст в пьесе А.Н. Островского «Сердце не камень». Среди других ролей того периода – молодогвардеец Ваня Земнухов («Молодая гвардия»), адвокат Ганефельд («Перед заходом солнца»), Розенкранц в «Гамлете», поставленном Б.Е. Захавой.

В его богатой творческой биографии более 150 ролей. Играл Тарталью в «Принцессе Турандот» (1963) — вслед за первым исполнителем этой роли Н.О. Гриценко, исполнял эту роль до 1999 года. Сыграл Кристиана в знаковом спектакле «Сирано де Бержерак» спустя годы после премьеры; именно он принимал участие в юбилейном спектакле, посвящённом переводчице Т.Л. Щепкиной-Куперник. Многие годы, после Н.С. Плотникова, исполнял роль Лепорелло в «Маленьких трагедиях», ввёл на роль Дон Гуана В.С. Ланового, и их дуэт вызывал восторженный приём публики. Меньше чем через год после премьеры, с блеском сыграл роль Гжегожа в «Дамах и гусарах». Для этого спектакля Александр Граве, обладавший даром легко и изящно складывать стихотворные строки, написал тексты куплетов, как и для «Мещанина во дворянстве», где он играл Учителя философии. В «Западне» он появлялся в роли смешного пьяницы по прозвищу Солёная Глотка — характерные роли особенно удавались ему, он сам режиссировал их, находя яркие, выразительные детали. Был очарователен в ролях сказочных королей — в «Золушке» и в «Коте в сапогах» .

Творческой победой 38-летнего артиста стала роль Тоцкого в  спектакле «Идиот». Среди других значительных драматических ролей — Яков Маякин в «Фоме Гордееве», Ефроний в «Антонии и Клеопатре», Король Эдуард IV в «Ричарде III», Доктор в «Воскрешении, или Чуде святого Антония», Головастиков в «Варварах», Вафля в «Лешем», Казангап в инсценировке романа Ч.Т. Айтматова «И дольше века длится день…», Никифор Кондратьевич Вяземский в спектакле «Государь ты наш, батюшка… ».

Дисциплинированный, собранный, обладавший от природы блестящей памятью, он всю жизнь спасал Театр – заменял коллег в случае болезни. Называл себя «палочкой-выручалочкой». Очень часто после ввода, планового или экстренного, становился полноправным исполнителем роли.

Еще в конце 1940-х годов А.К. Граве впервые обратился к театральной педагогике и вновь вернулся в Театральное училище имени Б.В. Щукина в 1986 году, стал педагогом кафедры мастерства актёра, профессором. Выпустил два курса в качестве руководителя: основной актёрский курс и Коми-Пермяцкую студию.

Был ассистентом режиссёра А.И. Ремизовой, самостоятельно поставил в 1958 году спектакль «После разлуки». Наделённый многими талантами, писал стихи, сочинял ценимые вахтанговцами капустники, резал по дереву, оформил два спектакля Фронтового филиала в качестве художника.

До последних лет он получал новые роли: Ферапонт («Царская охота», 2002); помощник режиссёра Антуан («Фредерик, или Бульвар преступлений», 2003); Сенект («Калигула», 2004); граф Лудовико («Собака на сене», 2006). Ему довелось поработать и с новым художественным руководителем Театра Римасом Туминасом – в возрасте 88 лет сыграл Нестора в шекспировском спектакле «Троил и Крессида».

Александр Константинович Граве ушел из жизни 5 марта 2010 года. Похоронен на четвёртом участке Алексеевского кладбища столицы.

Читать далее Свернуть



Орден Красной Звезды (26.02.1945)
Орден Почёта (6.01.1995) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, науке, культуре, искусстве, большой вклад в развитие дружбы и сотрудничества между народами.
Орден Отечественной войны II степени (20.04.1995)
Медаль «За оборону Москвы»

 

Селянин (Я — сын трудового народа, 1938)
Молодой рабочий (Путь к победе, 1939)
Кристиан (Сирано де Бержерак, 1942)
Офицер (Мадмуазель Нитуш, 1944)
Мартынов (Кому подчиняется время, 1946)
Земнухов (Молодая гвардия, 1948)
Ераст (Сердце не камень, 1948)
Мещеряков (Огненная река, 1949)
Астахов (Крепость на Волге, 1949)
Ганефельд, адвокат (Перед заходом солнца, 1954)
Пленный солдат Макушкин (Человек с ружьем, 1954)
1-й офицер (Олеко Дундич, 1955)
Сергей Николаевич (Да, вот она-любовь, 1955)
Ежов (Фома Гордеев, 1956)
Фетисов (Две сестры, 1957)
Розенкранц (Гамлет, 1958)
Тоцкий (Идиот, 1958)
Браун (Гибель богов, 1960)
Гжегож (Дамы и гусары, 1960)
Бен-Захария (Дион, 1965)
Усач (Планета надежды, 1966)
Король (Золушка, 1966)
Василий (Виринея, 1967)
Учитель философии (Мещанин во дворянстве, 1969)
Макушкин (Человек с ружьем, 1970)
Ефроний (Антоний и Клеопатра, 1971)
Король (Кот в сапогах, 1974)
Журналист (Неоконченный диалог, 1976)
Эдуард четвертый (Ричард третий, 1976)
Председательствующий (Тринадцатый председатель, 1979)
Вафля (Леший, 1979)
Неизвестный (Мария Тюдор, 1985)
Отец жены (Кабинетная история, 1986)
Врач (Мартовские иды, 1991)
Никифор Кондратьевич Вяземский (Государь ты наш, батюшка, 1991)
Джонатан Коффин (Ночь игуаны, 2001)
Старый слуга Феропонт Фомич (Царская охота, 2002)
Антуан, помощник режиссера (Фредерик, или Бульвар преступлений, 2003)
Сенект (Калигула, 2004)
Граф Лудовико (Собака на сене, 2006)
Нестор (Троил и Крессида, 2008)

Снялся в кинокартинах:

Новая Москва, 1938
Беспокойное хозяйство, 1946
Они были первыми, 1956
Тихий Дон, 1958
Вольный ветер, 1961
Барьер неизвестности, 1961
Тишина, 1964
Друзья и годы, 1965
Хроника пикирующего бомбардировщика, 1967
Бабье царство, 1967
Зося, 1967
Удар! Еще удар!, 1968
Золото, 1969
Невероятный Иегудиил Хламида, 1969
Семья как семья, 1970
Две улыбки, 1970
Земля, до востребования, 1972
Каждый вечер после работы, 1973
Моя судьба, 1974
Дамы и гусары, 1976
Волны Черного моря, 1976
Назначение, 1980
У опасной черты, 1983
Конец операции «Резидент», 1986
Чичерин, 1986
Сказка про влюбленного маляра, 1987
Черный квадрат, 1992
Короли российского сыска: Убийство Бутурлина, 1994
Игра в браслетах, 1998

Озвучивание:

Песенка мышонка, 1967
Жихарка (Кот), 1977
Дядюшка Ау (от автора), 1979

 

Исаак Бабель «Конармия» (радиоспектакль)
Александр Корнейчук «Фронт» (радиоспектакль)
Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (радиоспектакль)
Ч. Айтматов «И дольше века длится день» (радиоспектакль)