Народный артист России

Александр Граве

Он был подлинным хранителем Вахтанговской театральной культуры. Профессиональное мастерство, истинная интеллигентность, живой ум, мягкая ирония, тонкий юмор обеспечили Александру Константиновичу огромную любовь и уважение коллег, учеников, зрителей.

Родился 8 сентября 1920 года, в Москве.

Почти семь десятков лет А.К. Граве проработал в Театре Вахтангова. Играл очень много – и героев, и драматические, и характерные роли. Обладавший от природы блестящей памятью, дисциплинированный, собранный, он всю жизнь спасал Театр – заменял коллег в случае болезни. Называл себя «палочкой-выручалочкой». В его послужном списке более 150 ролей. Очень часто после ввода, планового или экстренного, становился полноправным исполнителем роли.

Он был запоминающимся Тартальей в «Принцессе Турандот» (1963), хотя конкурировать в этой роли приходилось с самим Н.О. Гриценко. Выходил на сцену в этом образе до 1999 года. Изящный, сухощавый, с хорошей осанкой, играл Кристиана в знаковом спектакле «Сирано де Бержерак» спустя годы после премьеры; именно он принимал участие в юбилейном исполнении, посвящённом переводчице Т.Л. Щепкиной-Куперник. Он сыграл роль Лепорелло в «Маленьких трагедиях» после Н.С. Плотникова, был забавным и трогательным. Много лет исполнял эту роль, сам ввёл на Дон Гуана В.С. Ланового, и их дуэт долгие годы вызывал восторженный приём публики. Меньше чем через год после премьеры в «Дамах и гусарах» с блеском сыграл роль Гжегожа. Для этого спектакля Граве, обладавший даром легко и изящно складывать стихотворные строки, написал тексты куплетов, как и для «Мещанина во дворянстве».

А.К. Граве пришёл в школу Вахтанговского театра (на курс к ученице Вахтангова А.А. Орочко) 18-летним, сразу стал участвовать в массовых сценах. Вместе с Театром уехал в эвакуацию в Омск. В 1942 году вошёл в состав Фронтового филиала Вахтанговского театра и отправился с ним на фронт, пройдя путь от Ржева до Праги. Награждён Орденом Красной Звезды, а к 50-летию Победы – орденом Отечественной войны
II степени. Побывав в гуще войны, сумел в кино правдиво и убедительно изобразить трогательного недотёпу – красноармейца Огурцова («Беспокойное хозяйство»), полковника в «Хронике пикирующего бомбардировщика», запомнился в фильме «Друзья и годы». А в Театре Вахтангова такой «фронтовой» ролью стал горячий, молодой офицер Орлик в спектакле «Фронт».

Первой послевоенной крупной работой стал Ераст в пьесе А.Н. Островского «Сердце не камень». Граве покорил разнообразием красок и интонаций, изображая самоуверенного, подловатого, соблазняющего наивную женщину Ераста. Среди других ролей того периода – героический молодогвардеец Ваня Земнухов («Молодая гвардия»), педант адвокат Ганефельд в «Перед заходом солнца», Розенкранц в «Гамлете», поставленном Б.Е. Захавой.

Большой актёрской удачей стала роль циничного сластолюбца Тоцкого в «Идиоте», сыгранная жёстко, точно, выпукло. А в «Западне» он появлялся в роли смешного пьяницы по прозвищу Солёная Глотка и тоже запоминался надолго. Характерные роли необыкновенно удавались ему, давали толчок его фантазии, он сам режиссировал их, находя яркие, выразительные детали. Таким стал Учитель философии в «Мещанине во дворянстве», сцену из которого вместе с В.А. Этушем он часто играл и на эстрадных подмостках.

Граве был очарователен в ролях сказочных королей – в «Золушке» и в «Коте в сапогах». Сыграл немало значительных ролей и в классике: Ефроний в «Антонии и Клеопатре», король Эдуард в «Ричарде III», Доктор в «Воскрешении, или Чуде святого Антония», Головастиков в «Варварах», Вафля в «Лешем». Одной из важных работ стала роль Казангапа в инсценировке романа Ч.Т. Айтматова «И дольше века длится день…». Мудрый друг главного героя Едигея, чью роль исполнял М.А. Ульянов, был сыгран строго и проникновенно.

В конце 1940-х годов Граве впервые обратился к театральной педагогике, вновь вернулся в Театральное училище имени Щукина в 1986 году, стал педагогом кафедры мастерства актёра, профессором. Выпустил два курса в качестве руководителя: основной актёрский курс и Коми-Пермяцкую студию.

Он был ассистентом режиссёра А.И. Ремизовой, сам поставил в 1958 году спектакль «После разлуки», снимался в кино, озвучивал мультфильмы. Наделённый многими талантами, писал стихи, сочинял ценимые вахтанговцами капустники, резал по дереву, оформил два спектакля Фронтового филиала в качестве художника.

Ему необычайно повезло – до последних дней служения Театру он получал новые роли: Ферапонт («Царская охота», 2002), помощник режиссёра Антуан («Фредерик, или Бульвар преступлений», 2003), Сенект («Калигула», 2004), граф Лудовико («Собака на сене», 2006). Ему довелось поработать и с новым художественным руководителем Театра Римасом Туминасом – в возрасте 88 лет сыграл Нестора в «Троиле и Крессиде».

Истинный вахтанговец, преданный Театру и заветам его основателя, Александр Константинович Граве был одним из хранителей подлинной вахтанговской театральной культуры.

Александр Константинович Граве ушел из жизни 5 марта 2010 года.

Читать далее Свернуть



Орден Отечественной войны

Селянин (Я — сын трудового народа, 1938)
Молодой рабочий (Путь к победе, 1939)
Кристиан (Сирано де Бержерак, 1942)
Офицер (Мадмуазель Нитуш, 1944)
Мартынов (Кому подчиняется время, 1946)
Земнухов (Молодая гвардия, 1948)
Ераст (Сердце не камень, 1948)
Мещеряков (Огненная река, 1949)
Астахов (Крепость на Волге, 1949)
Ганефельд, адвокат (Перед заходом солнца, 1954)
Пленный солдат Макушкин (Человек с ружьем, 1954)
1-й офицер (Олеко Дундич, 1955)
Сергей Николаевич (Да, вот она-любовь, 1955)
Ежов (Фома Гордеев, 1956)
Фетисов (Две сестры, 1957)
Розенкранц (Гамлет, 1958)
Тоцкий (Идиот, 1958)
Браун (Гибель богов, 1960)
Гжегож (Дамы и гусары, 1960)
Бен-Захария (Дион, 1965)
Усач (Планета надежды, 1966)
Король (Золушка, 1966)
Василий (Виринея, 1967)
Учитель философии (Мещанин во дворянстве, 1969)
Макушкин (Человек с ружьем, 1970)
Ефроний (Антоний и Клеопатра, 1971)
Король (Кот в сапогах, 1974)
Журналист (Неоконченный диалог, 1976)
Эдуард четвертый (Ричард третий, 1976)
Председательствующий (Тринадцатый председатель, 1979)
Вафля (Леший, 1979)
Неизвестный (Мария Тюдор, 1985)
Отец жены (Кабинетная история, 1986)
Врач (Мартовские иды, 1991)
Никифор Кондратьевич Вяземский (Государь ты наш, батюшка, 1991)
Джонатан Коффин (Ночь игуаны, 2001)
Старый слуга Феропонт Фомич (Царская охота, 2002)
Антуан, помощник режиссера (Фредерик, или Бульвар преступлений, 2003)
Сенект (Калигула, 2004)
Граф Лудовико (Собака на сене, 2006)
Нестор (Троил и Крессида, 2008)

Снялся в кинокартинах:

Новая Москва, 1938
Беспокойное хозяйство, 1946
Они были первыми, 1956
Тихий Дон, 1958
Вольный ветер, 1961
Барьер неизвестности, 1961
Тишина, 1964
Друзья и годы, 1965
Хроника пикирующего бомбардировщика, 1967
Бабье царство, 1967
Зося, 1967
Удар! Еще удар!, 1968
Золото, 1969
Невероятный Иегудиил Хламида, 1969
Семья как семья, 1970
Две улыбки, 1970
Земля, до востребования, 1972
Каждый вечер после работы, 1973
Моя судьба, 1974
Дамы и гусары, 1976
Волны Черного моря, 1976
Назначение, 1980
У опасной черты, 1983
Конец операции «Резидент», 1986
Чичерин, 1986
Сказка про влюбленного маляра, 1987
Черный квадрат, 1992
Короли российского сыска: Убийство Бутурлина, 1994
Игра в браслетах, 1998

Озвучивание:

Песенка мышонка, 1967
Жихарка (Кот), 1977
Дядюшка Ау (от автора), 1979

 

Исаак Бабель «Конармия» (радиоспектакль)
Александр Корнейчук «Фронт» (радиоспектакль)
Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (радиоспектакль)
Ч. Айтматов «И дольше века длится день» (радиоспектакль)