Народный артист СССР,  лауреат Ленинской и Государственных премий СССР

Рубен Николаевич Симонов

Художественный руководитель Театра Вахтангова в 1939-1968 гг.

Он родился на исходе ХIX века, прожил жизнь в XX веке, продолжает оказывать влияние на Театр, которому посвятил свою жизнь, и в XXI веке, спустя более пятидесяти лет после своей кончины. Его цитируют, вспоминают о сыгранных ролях и поставленных спектаклях. Он –
живой. И его существование в Театре продолжается.

Рубен Николаевич Симонов родился 20 марта (2 апреля) 1899 года в Москве, в армянской купеческой семье, в которой любили и часто посещали театры. Рубен Симонов рано увлекся театральным искусством, но поступил на юридический факультет. Правда, проучился всего год. Театр звал его, хотя о своих способностях Симонов был невысокого мнения. В воспоминания он пишет, что в молодости его снимали со всех ролей в драматических кружках. Но он читал стихи, пробовал себя в режиссуре и по совету друзей, внеся нужную сумму, стал членом кооператива и актером Шаляпинской студии.

На этапе профессионального становления судьба подарила ему встречи с Ф.И. Шаляпиным, М.И. Чеховым, К.С. Станиславским, Вл.И. Немировичем-Данченко, которые ценили его дарование и много дали ему для дальнейшего формирования как художника. Но, главное, что он встретился с Е.Б. Вахтанговым, в 1920 году пришел в 3-ю студию МХАТ, сыграл значительные роли в спектаклях Вахтангова – грек Дымба в «Свадьбе», Жозеф в «Чуде святого Антония», Труффальдино и Панталоне в «Принцессе Турандот».

Талантливейший актер, Симонов обладал незаурядным режиссерским даром. Первый свой спектакль – водевиль «Лев Гурыч Синичкин» – с успехом поставил в 1924 году. Всего в нашем театре он поставил 27 спектаклей, и практически каждый становился событием. В 1939 году Рубен Николаевич Симонов был назначен главным режиссером Вахтанговского театра и руководил им почти 30 лет.

Личность руководителя многое определила в дальнейшем пути театра. Необыкновенно яркая и разнообразная одаренность Рубена Симонова, его музыкальность, редкостное чувство ритма, грация, деликатные манеры и притом сложный, с восточными обертонами характер – все это оказало влияние на несколько поколений вахтанговских артистов (Д. Годер)

У Рубена Симонова для такого сложного противоречивого и опасного времени, в которое ему довелось жить, на удивление счастливая судьба. Он избежал многих катаклизмов, более того, Театр Вахтангова под руководством Симонова умел отстаивать своих актеров, попавших в мясорубку «века-волкодава», и иногда это удавалось. Рубен Николаевич обладал удивительной способностью «ускользать», не выступать на собраниях, не подписывать обличительных писем. А когда в конце 1940-х попали в беду А.Г. Коонен и А.Я. Таиров, именно Рубен Симонов взял их на работу в Театр Вахтангова. Он был великолепный дипломат. Выстраивал репертуар так, что актеры, играя советские пьесы, имели возможность встретиться и с классикой, и с современной зарубежной драматургией.

Даже надуманные, идеологически выверенные пьесы А.В. Софронова о безоблачной колхозной жизни («Стряпуха» и «Стряпуха замужем») Симонов умело превращал в яркое праздничное зрелище, поставленное с большим юмором и изяществом. Лакировка действительности превращалась в феерическую театральную игру. И зритель хлопал в ладоши, потому что это была не ложь, а мечта о лучшей жизни, где главным становилась любовь, страсть не только к партнерам, но и к жизни.

Он умел слышать время. В 1933 году поставил «Интервенцию» о революционных событиях в Одессе, соединив романтику, одесский колорит, гротеск, сатиру и пафос. Первым в стране к 20-й годовщине Октября поставил в 1937 году спектакль «Человек с ружьем», где сам сыграл Сталина, а в роли Ленина выступил Б.В. Щукин. Это был спектакль образцового большого стиля, героический и человечный. В 1942 году, в разгар ожесточенной битвы с фашистами, стал режиссером одного из лучших спектаклей о войне – «Фронт». В 1944 году, предчувствуя близкую Победу, обратился к «Мадемуазель Нитуш», поставив блистательный музыкальный спектакль.

А в 1963 году совершил подвиг во славу основателя нашего театра Евгения Вахтангова – вдохнул новую жизнь в спектакль «Принцесса Турандот», подарил ему 25 лет жизни и более 1000 показов. Помолодевшая «Турандот» дала путевку в жизнь второму поколению вахтанговцев – на сцене блистали Ю.К. Борисова, Л.В. Максакова, Н.О. Гриценко, М.А. Ульянов, В.А. Этуш, Ю.В. Яковлев, В.С. Лановой. Сохранив декорации, костюмы, общий рисунок, Симонов наполнил спектакль современным содержанием, сделал его живым, сегодняшним.

В «Фоме Гордееве» (1956), поставленном по собственной инсценировке, Симонов соединил психологическую глубину, остроту социального анализа и театральную выразительность. «Живой труп» (1962) стал горьким протестом светлого человека против постыдной лжи окружающих. Проникновенное, глубокое затаенное Р.Н. Симонов облекал в чеканную театральную форму. «Конармия» (1966) была разудалой, драматичной, эмоциональной и эпичной. Симонов передавал дыхание истории, а стихи В.В. Маяковского патетично соединяли эпизоды в единое целое. Творческим завещанием Симонова стала пронзительная «Варшавская мелодия», спектакль о трагической любви. Жизненная достоверность, легкость, нежность, отчаянье завораживали. Этот спектакль сравнивали с концертом, вальсом, сонетом.

Он сам сыграл 20 ролей в Театре, каждая из которых была шедевром. В образе предводителя уголовников Кости-Капитана в спектакле «Аристократы» (1935) соединялись броскость внешнего рисунка, внутренний драматизм, психологическая глубина. Не обладая выигрышной внешностью, Симонов казался на сцене настоящим романтическим героем – его Сирано де Бержерак в одноименном спектакле (1942) завораживал, покорял сердце не только Роксаны, но и всех женщин в зале. Также влюблялись в его шекспировского Бенедикта. И, конечно, было совершенно очевидно, что Доменико Сориано из «Филумены Мартурано» – неотразимый ловелас, потому что перед ним не возможно устоять. Но с какой глубиной, мудростью и трогательностью он произносил знаменитое – «Дети есть дети», окончательно покоряя всех!

Он был героическим Олеко Дундичем, которому хотелось подражать. И одновременно проявил себя блестящим характерным актером. А любимой ролью называл Дон Кихота (спектакль был поставлен в 1941 г. и играть его пришлось недолго). Но именно в этой роли героическое и комическое соединилось в трогательной, пронзительной и беззащитной фигуре Рыцаря печального образа. Как никто Симонов чувствовал и понимал природу стиха, лучше всех читал А.С. Пушкина. Не случайно в прологе спектакля «Маленькие трагедии», поставленного Е.Р. Симоновым (1958), он читал «Вновь я посетил…» так, что это исполнение становилось камертоном спектакля. У Рубена Николаевича был абсолютный слух, тем, кто слышал его дуэт с великим тенором И.С. Козловским, это пение навсегда врезалось в память.

Он развил вахтанговскую идею фантастического реализма, наполнил ее дыханием современности. Он строил театр фантазии в самом высоком смысле этого слова, не забывал о природе театральности, ценил актерскую импровизацию. Блестящий актер, талантливый режиссер, мудрый руководитель, сумевший отправить коллектив в эвакуацию, добившийся восстановления разбомбленного здания на Арбате, собравший великолепную труппу, сохраняющую особую вахтанговскую атмосферу – это все он, Рубен Николаевич Симонов.

Р.Н. Симонов ушел из жизни 5 декабря 1968 года.

Читать далее Свернуть



Лауреат трёх Сталинских премий (1943, 1947, 1950)
Лауреат Ленинской премии (1967)

Труффальдино (Принцесса Турандот, 1922)
Лев Гурыч Синичкин (Лев Гурыч Синичкин, 1924)
Дон Андрес де Рибера (Комедии Меримэ, 1924)
Аметистов Александр Тарасович (Зойкина квартира, 1928)
Бурм (Коварство и любовь, 1930)
Клавдий, король датский (Гамлет, 1932)
Герцог де Шолье (Человеческая комедия, 1934)
Костя (Аристократы, 1935)
Бенедикт (Много шума из ничего, 1936)
Иосиф Виссарионович Сталин (Человек с ружьём, 1937)
Иван Александрович Хлестаков (Ревизор, 1939)
Дон-Кихот Ламанчский (Дон Кихот, 1941)
Олеко Дундич (Олеко Дундич, 1942)
Сирано де Бержерак (Сирано де Бержерак, 1942)
Царь Дормидонт (Горя бояться — счастья не видать, 1954)
Доменико Сориано (Филумена Мартурано, 1956)

1924 — «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского (первая большая режиссёрская работа)
1926 — «Марион Делорм» В. Гюго
1928 — «На крови» С.Д. Мстиславского (совместно с П.Г. Антокольским)
1932 — «Гамлет» У. Шекспира (в составе режиссёрской группы, возглавляемой Н.П. Акимовым)
1933 — «Интервенция» Л.И. Славина
1937 — «Человек с ружьём» Н.Ф. Погодина (совместно с В.В. Кузой)
1938 — «Я — сын трудового народа» В.П. Катаева
1939 — «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля
1942 — «Фронт» А.Е. Корнейчука
1944 — «Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве
1948 — «Накануне» А.Н. Афиногенова
1949 — «Заговор обречённых» Н.Е. Вирты
1952 — «В наши дни» А.В. Софронова (совместно с А.И. Ремизовой)
1953 — «Европейская хроника» А.Н. Арбузова (совместно с А.И. Ремизовой)
1955 — «Олеко Дундич» A.Г. Ржешевского и М.А. Каца (возобновление постановки А.Д. Дикого 1942 года)
1956 — «Фома Гордеев» по М. Горькому
1958 — «Неписаный закон» В.И. Пистоленко
1959 — «Стряпуха» А.В. Софронова
1961 — «Стряпуха замужем» А.В. Софронова
1962 — «Живой труп» Л.Н. Толстого
1963 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци (восстановление постановки Е.Б. Вахтангова)
1964 — «Правда и кривда» М.А. Стельмаха
1965 — «Дион» Л.Г. Зорина
1966 — «Конармия» по рассказам И.Э. Бабеля
1966 — «Золушка» Е.Л. Шварца
1967 — «Виринея» Л.Н. Сейфуллиной и В.П. Правдухина
1967 — «Варшавская мелодия» Л.Г. Зорина

Д. Ленский «Лев Гурыч Синичкин» (радиоспектакль)
Э. Ростан «Сирано де Бержерак» (радиоспектакль)
У. Шекспир «Много шума из ничего» (радиоспектакль)

В.А. Анастасьев «Рубен Симонов» Москва, 1981 г.