СПЕКТАКЛЬ ПО РОМАНУ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Бесы (2012)

Концертное исполнение романа в 2 частях

27 марта 2012 г. в театре имени Вахтангова состоялась премьера спектакля «Бесы» в постановке Юрия Любимова. Великий роман-пророчество Федора Достоевского, по мнению режиссера, звучит сегодня как предупреждение — для нашей страны, для мира в целом, для каждого из нас.

— Весь мир находится в кризисе, — говорит Юрий Любимов, рассказывая о выборе именно этого произведения. — И это кризис отнюдь не экономический. Это всеобщий кризис веры, а без веры человек лишается твердой  опоры, теряет нравственный стержень, становится игрушкой самых разнообразных, отнюдь не светлых, сил. Результат этого трагичен. Террор, кровавые перевороты, войны. 

Насилие берет верх, инстинкты, а не разум начинает управлять людьми.

Лев Толстой в свое время обозвал «Бесы» фельетоном. А вышло, что это не фельетон. Что там описана, в масштабе провинциального города, вся та катастрофа, что произойдет с Россией в 1917. И что происходит с миром сейчас.

Главное, что беспокоило Достоевского, это то, что с миром творится нечто страшное через действия, поступки определенных людей, одержимых разрушительными идеями. Это ведь не впервые им в «Бесах» открыто, эта тема — и в «Преступлении», и в «Братьях Карамазовых». Но если там идет еще битва за душу человеческую, то в «Бесах» мы видим душу уже погубленную. В герои этого романа Достоевский берет преступника, вдохновляющего на преступления других.  Ведь это именно Ставрогин советует скреплять  заговорщиков кровью, так как  кровь, по его мнению, самый лучший цемент.

В бесовскую круговерть вовлекается весь город N. На протяжении месяца с небольшим (таков временной охват романа-хроники) раскручивается пружина адского механизма, запущенного ими – механизма интриг, шантажа, подлогов, доносов, подкупов. Перед нами обнажаются все методы, вся суть разрушительной идеологии, ее философия и метафизика. Тайное – в том числе и тайные связи между героями — становится явным, но эта явь почти для всех них оборачивается смертью; кончает самоубийством и тот, кто во многом стал причиной этой неантичной трагедии – Николай Ставрогин.

В инсценировке Любимова этот месяц проходит за три с лишним часа. Пространство и время действия предельно сжаты, при этом мы видим отнюдь не «сцены из романа», сохранены все его основные сюжетные линии, все сложные «сцепления», являющиеся плотью его столь же сложной и многомерной сути. Персонажи Достоевского, вызванные к жизни великим даром писателя, мистика, психолога, разыгрывают перед нами спектакль, почти не отступая от своих навеки закрепленных за ними волей автора амплуа. Но в этом «почти» – вся доступная им свобода.

Сценография спектакля, автором ее является сам Юрий Любимов, минималистична, при этом выразительна, функциональна и предельно ясна. Минимализм, даже некоторый аскетизм сценического оформления призван подчеркнуть главенство слова, помочь зрителю, не отвлекаясь на второстепенные детали, сконцентрироваться на восприятии текста.

Центром композиции стал черный концертный рояль,  вокруг которого, на безупречно гладком паркете, выстраиваются основные мизансцены; фоном — репродукция картины французского классициста Клода Лоррена «Асис и Галатея» («Золотой век» по Ставрогину). Часы, символ времени, ведут свою точную и бесстрастную хронику, а икона, символ веры и вечности, обозначает иное измерение… Все это — знаковые элементы классического интерьера, в котором разыгрывается действо последних времен – под музыку крупнейшего композитора 20-го века Игоря Стравинского и его верного ученика Владимира Мартынова.  Для этого спектакля он сделал свои вариации в духе, адекватном и «Бесам», и темам «Петрушки».

Время перепахало человека, но страшные уроки 20-го столетия не были нами усвоены. Когда меня спрашивают сейчас: чем Вы хотите заинтересовать зрителя, я могу ответить только одно: Достоевским. Многие сейчас говорят: это так мрачно, мы не хотим этого видеть, это не для нас. Это поверхностный взгляд на Достоевского. Да, он проводит читателя через очень темные области, но в нем есть свет, который эти области освещает, в нем есть надежда. Достоевский был глубоко верующим человеком, христианином, для которого главной книгой было Евангелие. «…Жизнь в нас самих, а не во внешнем, — писал он. — Быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее».

Продолжительность спектакля 3 часа 30 минут с одним антрактом.Спектакль рекомендован для зрителей старше 16 лет (16+).

Основная сцена

Премьера состоялась 27 марта 2012 года

Действующие лица и исполнители

Николай Ставрогин Сергей Епишев
Варвара Петровна Ставрогина Мария Волкова
Екатерина Симонова
Степан Трофимович Верховенский Юрий Шлыков
Александр Рыщенков
Петр Верховенский Юрий Красков
Тихон Юрий Красков
Капитан Лебядкин Евгений Косырев
Марья Лебядкина (Хромоножка) Мария Бердинских
Ольга Немогай
Елизавета Николаевна Тушина Евгения Крегжде
Маврикий Николаевич Василий Симонов
Прасковья Федоровна Лидия Константинова
Шатов Артур Иванов
Дарья Шатова Мария Риваль
Мария Волкова
Липутин Леонид Бичевин
Евгений Пилюгин
Кириллов Валерий Ушаков
Шигалев Владимир Бельдиян
Виргинский Олег Лопухов
Виргинская Елена Мельникова
Губернатор Лембке Евгений Карельских
Александр Павлов
Юлья Михайловна
Губернаторша
Елена Мельникова
Лямшин Фёдор Воронцов
Павел Тэхэда Кардэнас
Гаганов - старший Александр Галевский
Гаганов - младший Владислав Гандрабура
Кармазинов Виктор Зозулин
Федька - каторжный Анатолий Меньщиков
Студентка Мария Риваль
Мария Волкова
Прислуга Любовь Корнева
Солдат Алексей Гиммельрейх
Павел Тэхэда Кардэнас
Музыкант Александр Кудрявцев
Иван Соколов

Постановочная группа

Инсценировка, постановка и сценография Юрий Любимов
Режиссер Рубен Симонов
В спектакле звучит музыка из балета Игорь Стравинский
Композитор Владимир Мартынов
Художник по костюмам Максим Обрезков
Художник по свету Майя Шавдатуашвили
Балетмейстер Михаил Лавровский
Помощник режиссера Наталья Кузина

Бал «Бесов»

Алена Карась, Российская газета от 29 марта 2012