Много шума из ничего (1936)
Комедия в 4 действиях
Это был первый спектакль сезона 1936 — 1937 года. Он был сосредоточением того, что называли «вахтанговским началом» в его легком, живом, комедийно-ироничном повороте.
«Спектакль театра им. Евг. Вахтангова, поставленный И. Раппопортом, насыщен такой яркой и праздничной театральностью, такой виртуозной фантазией, какой мы давно уже не видели на сцене. Одинаково любовно и с увлечением разработаны режиссером как романтические, так и комедийные сцены. С лукавой, но доброжелательной иронией обрисованы веселые затейники принц Педро (арт. Бубнов), Леонато (арт. Державин), его брат Антонио (арт. Тутышкин), поднимающие много шуму из ничего, из-за того, что решится само собою. С неподражаемым сценическим юмором решены эпизоды с полицейскими Клюквой и Киселем, которых прекрасно играют артисты Соловьев и Максимов.
В цветистом и звонком карнавале комедии, пронизанном шутливыми песнями композитора Т. Хренникова, оформленном легко и свободно художником Вадимом Рындиным, проходит мрачная фигура Дон-Жуана, вызывающая отвращение, но не страх, ибо Дон-Жуан не в состоянии изменить непреложного хода событий. И, восхищаясь спектаклем в целом, наслаждаясь каждым из его элементов, все время следишь за основными героями — Бенедиктом и Беатриче. В их образах сосредоточена основная тема комедии, они представляют наибольший интерес. Бенедикт в исполнении народного артиста республики Р. Симонова — это одно из самых крупных актерских достижений за последние годы. Симонов показывает многогранность характера Бенедикта. Остроумие и глубокомыслие, юношеская пылкость и зрелость мужа, ирония и романтика, сила и нежность уживаются в нем. И при всей многогранности характера Бенедикт необычайно целен, естественен и прост.
Раскрывая разные стороны характера Бенедикта, Симонов подчеркивает эту особенную естественность и простоту. Бенедикт грубовато состязается с Беатриче в остроумии, но естественно, пылко и возвышенно объясняется ей в любви. Обаятельная правдивость чувств — вот в чем главная сила Бенедикта-Симонова.
Беатриче — заслуженная артистка республики Ц. Мансурова — это как бы прообраз галереи замечательных женских образов Шекспира. Это женщина эпохи Возрождения, не склонная уступать мужчине ни в чем вовсе не из слепого упрямства, а в силу сознания собственного достоинства. Беатриче нельзя укротить, она полюбит только того, кто достоин ее. И словесные поединки Бенедикта-Симонова и Беатриче-Мансуровой — это состязание равного с равным, это — бои, в результате которых «противники» складывают оружие и заключают мир.
В спектакле вахтанговцев нет ни одной роли, выполненной поспешно или небрежно. каждый образ свидетельствует о большом актерском мастерстве. Надолго останется в памяти этот спектакль, поставленный в лучших традициях вахтанговского театра, спектакль жизнерадостный, яркий, увлекательный, доставляющий истинное наслаждение всякому, кто его видит » (Евг. МИН, Красная газета (Ленинград) от 27 декабря 1937 г.)
Основная сцена
Премьера состоялась 7 октября 1936 года
Действующие лица и исполнители:
|
Дон Педро, принц Арагонский |
Николай Бубнов |
|
Дон Жуан, его побочный брат |
Михаил Сидоркин |
| Приближенные Дон Педро | |
| Клавдио | Дмитрий Дорлиак |
| Бенедикт | Рубен Николаевич Симонов |
| Из свиты Дон Жуана | |
| Борахио | Николай Хощанов |
| Конрад | Николай Мозяйкин |
|
Леонато, Мессинский наместник |
Михаил Державин |
|
Антонио, его брат |
Андрей Тутышкин |
|
Геро, дочь Леонато |
Валентина Вагрина |
|
Беатриче, его племянница |
Цецилия Мансурова |
| Служанки Геро | |
| Маргарита | Валентина Данчева Елена Берсенева |
| Урсула | Анна Данилович Алла Севастьянова |
| Служанки в доме Леонато |
Нина Никитина Галина Коновалова Г. Каптерева |
| Полицейские | |
| Клюква | Борис Шухмин Иван Соловьев |
| Кисель | Виктор Кольцов Евгений Максимов |
| Стража |
Григорий Мерлинский Рафик Экимов |
| Протоколист |
Евгений Максимов |
|
Бальтазар, певец из свиты Дон Педро |
Алексей Емельянов |
|
Отец Франциск, монах |
Иван Лобашков |
| Вестник |
Владимир Осенев |
| Офицеры |
Михаил Кабалов А. Рожинский |
| Мальчик 1-й |
Надежда Генералова |
| Мальчик 2-й |
Нина Зорина |
Постановочная группа:
| Постановка |
Иосиф Рапопорт |
| Режиссер |
Мария Синельникова |
| Общее художественное руководство |
Борис Захава |
| Художник |
Вадим Рындин |
| Музыка |
Тихон Хренников |
