Уильям Шекспир

Много шума из ничего (1936)

Комедия в 4 действиях

Это был первый спектакль сезона 1936 — 1937 года. Он был сосредоточением того, что называли «вахтанговским началом» в его легком, живом, комедийно-ироничном повороте.

«Спектакль театра им. Евг. Вахтангова, поставленный И. Раппопортом, насыщен такой яркой и праздничной театральностью, такой виртуозной фантазией, какой мы давно уже не видели на сцене. Одинаково любовно и с увлечением разработаны режиссером как романтические, так и комедийные сцены. С лукавой, но доброжелательной иронией обрисованы веселые затейники принц Педро (арт. Бубнов), Леонато (арт. Державин), его брат Антонио (арт. Тутышкин), поднимающие много шуму из ничего, из-за того, что решится само собою. С неподражаемым сценическим юмором решены эпизоды с полицейскими Клюквой и Киселем, которых прекрасно играют артисты Соловьев и Максимов.

В цветистом и звонком карнавале комедии, пронизанном шутливыми песнями композитора Т. Хренникова, оформленном легко и свободно художником Вадимом Рындиным, проходит мрачная фигура Дон-Жуана, вызывающая отвращение, но не страх, ибо Дон-Жуан не в состоянии изменить непреложного хода событий. И, восхищаясь спектаклем в целом, наслаждаясь каждым из его элементов, все время следишь за основными героями — Бенедиктом и Беатриче. В их образах сосредоточена основная тема комедии, они представляют наибольший интерес. Бенедикт в исполнении народного артиста республики Р. Симонова — это одно из самых крупных актерских достижений за последние годы. Симонов показывает многогранность характера Бенедикта. Остроумие и глубокомыслие, юношеская пылкость и зрелость мужа, ирония и романтика, сила и нежность уживаются в нем. И при всей многогранности характера Бенедикт необычайно целен, естественен и прост.

Раскрывая разные стороны характера Бенедикта, Симонов подчеркивает эту особенную естественность и простоту. Бенедикт грубовато состязается с Беатриче в остроумии, но естественно, пылко и возвышенно объясняется ей в любви. Обаятельная правдивость чувств — вот в чем главная сила Бенедикта-Симонова.

Беатриче — заслуженная артистка республики Ц. Мансурова — это как бы прообраз галереи  замечательных женских образов Шекспира. Это женщина эпохи Возрождения, не склонная уступать мужчине ни в чем вовсе не из слепого упрямства, а в силу сознания собственного достоинства. Беатриче нельзя укротить, она полюбит только того, кто достоин ее. И словесные поединки Бенедикта-Симонова и Беатриче-Мансуровой — это состязание равного с равным, это — бои, в результате которых «противники» складывают оружие и заключают мир.

В спектакле вахтанговцев нет ни одной роли, выполненной поспешно или небрежно. каждый образ свидетельствует о большом актерском мастерстве. Надолго останется в памяти этот спектакль, поставленный в лучших традициях вахтанговского театра, спектакль жизнерадостный, яркий, увлекательный, доставляющий истинное наслаждение всякому, кто его видит » (Евг. МИН, Красная газета (Ленинград) от 27 декабря 1937 г.)

 

Основная сцена

Премьера состоялась 7 октября 1936 года

Действующие лица и исполнители:

Дон Педро,
принц Арагонский
Николай Бубнов
Дон Жуан,
его побочный брат
Михаил Сидоркин
Приближенные Дон Педро
КлавдиоДмитрий Дорлиак
БенедиктРубен Николаевич Симонов
Из свиты Дон Жуана
БорахиоНиколай Хощанов
КонрадНиколай Мозяйкин
Леонато,
Мессинский наместник
Михаил Державин
Антонио,
его брат
Андрей Тутышкин
Геро,
дочь Леонато
Валентина Вагрина
Беатриче,
его племянница
Цецилия Мансурова
Служанки Геро
МаргаритаВалентина Данчева
Елена Берсенева
УрсулаАнна Данилович
Алла Севастьянова
Служанки в доме Леонато Нина Никитина
Галина Коновалова
Г. Каптерева
Полицейские
КлюкваБорис Шухмин
Иван Соловьев
КисельВиктор Кольцов
Евгений Максимов
Стража Григорий Мерлинский
Рафик Экимов
Протоколист Евгений Максимов
Бальтазар,
певец из свиты Дон Педро
Алексей Емельянов
Отец Франциск,
монах
Иван Лобашков
Вестник Владимир Осенев
Офицеры Михаил Кабалов
А. Рожинский
Мальчик 1-й Надежда Генералова
Мальчик 2-й Нина Зорина

Постановочная группа:

Постановка Иосиф Рапопорт
Режиссер Мария Синельникова
Общее художественное руководство Борис Захава
Художник Вадим Рындин
Музыка Тихон Хренников