Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии РФ. Художественный руководитель Театрального института имени Бориса Щукина, профессор. Ветеран Великой Отечественной войны.
Владимир Этуш
6 мая 1922 года — 9 марта 2019 года.
Владимир Абрамович Этуш родился 6 мая 1922 года в Москве.
Любовью к театру Владимир Этуш «заразился» еще в школе, где занимался в театральном кружке, которым руководил Павел Тихонович Свищев.
В 1940 году был зачислен вольнослушателем в Театральное училище имени Бориса Щукина.
Когда в июне 1941 года началась Великая Отечественная война, Владимир Этуш добровольцем уходит на фронт. Он был направлен в школу военных переводчиков в Ставрополь. На фронте попал в стрелковый полк и сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Был награжден орденом Красной звезды и медалями. В 1943 году под Запорожьем был тяжело ранен, получил 2-ю группу инвалидности и был комиссован.
В 1944 году вернулся на 4-й курс Театрального училища имени Бориса Щукина.
Окончил училище (курс А.А. Орочко) в 1945 году и был принят в труппу Театра имени Евгения Вахтангова, где вскоре стал одним из ведущих актёров.
В том же году начал преподавать в Щукинском училище в качестве ассистента педагога по мастерству актера.
С 1987 года — ректор Театрального училища имени Бориса Щукина, профессор (1976), с 2003 года — его художественный руководитель.
Творческий путь в Вахтанговском театре Владимир Этуш начал с возрастных, характерных, комедийных эпизодов. Самая заметная роль в начале творческого пути — слуга Лаунс в комедии Шекспира «Два веронца». Благодаря блистательным интермедиям Н. Эрдмана, роль сверкала и искрилась юмором. Дуэт излюбленных Шекспиром слуг-простаков был построен на импровизации и требовал от артистов полной свободы, находчивости, стремительных реакций и огромного обаяния. Эта роль стала одной из самых его любимых.
Среди ранних работ артиста — мягкий, интеллигентный Дорогомилов (Кирилл Извеков), полицейский Меньос (Ангела) и знаменитая маска Бригеллы (Принцесса Турандот).
Творческая судьба В.А. Этуша — прекрасное подтверждение знаменитой формулы К. Станиславского о том, что нет маленьких ролей, а есть маленькие артисты. Однако от филигранно сыгранных эпизодов артист постепенно переходит к созданию сложных, разноплановых характеров.
В комедии Б. Шоу «Миллионерша» с невероятным блеском и изящной иронией Этуш играет незадачливого любовника Блендербленда.
В 1965 году с роли Купо (Западня) начинается новый этап в творчестве В.А. Этуша. В начале спектакля Купо — добрый и нежный, великодушный и робкий, влюбленный и очень надежный. Но судьба оказывается безжалостной к нему, наносит страшный удар. Артист с подлинным, глубоким драматизмом играл момент перехода своего героя от силы и уверенности к полному безволию и зависимости от обстоятельств, от бесстрашия к полному нравственному и физическому краху.
В 1968 году Александра Ремизова поставила спектакль — монолог «Голос», где итальянский портной Джулио Фератера рассказывает, как он стал обладателем чудесного голоса и как лишился этого дара. Это была выдающаяся работа Владимира Этуша.
И вновь комедия: чванливый, тщеславный, упрямый и, в тоже время, по-детски доверчивый Журден (Мещанин во дворянстве). Роль была сыграна с истинным комедийным блеском и безудержной фантазией.
А в комедии Эдуардо де Филиппо «Великая магия» В.А. Этуш выходил на сцену в образе иллюзиониста Отто Марвульо. Его персонаж жил в двух состояниях — реальном и выдуманном. Порой они пересекались, уступая место друг другу: грустная реалия с нищетой, нахлебниками-родственниками и мир иллюзий, в котором Отто Марвулья — чародей, волшебник, маг, и нет ему равных. Этуш удивительно поэтично раскрывал эти тайные минуты в жизни своего героя.
В спектакле «Будьте здоровы» Этуш вновь невероятно ярок и смешон в острохарактерной роли обанкротившегося писателя Мерикура.
В спектакле «Белый кролик» его герой попадает в ситуацию, когда реальная жизнь невыносима в силу столкновения с глухими, алчными, черствыми и жестокими родственниками. И, для того, чтобы сохранить свой собственный мир, герой придумывает его и рассказывает о нем только своему другу, тоже выдуманному — белому кролику Чарли. Этуш использует для характеристики своего образа такие чистые, наивные краски, что зритель не может остаться к нему равнодушным, он всегда на его стороне.
И еще одна встреча с драматургией Эдуардо де Филиппо — спектакль «Цилиндр». С невероятной элегантностью и изяществом обыгрывает актер нелепейшую ситуацию, в которую попадает его герой Аттилио.
20 ноября 2000 года режиссер Владимир Иванов впускает спектакль «Дядюшкин сон» — своеобразный бенефис Владимира Этуша в роли старого Князя К. Такого Владимира Этуша и такого Князя не приходилось видеть никогда! За эту работу актер был удостоен Государственной премии России.
С 2011 года играет роль Грегори Соломона (Цена) в спектакле «Пристань», поставленном Римасом Туминасом к 90-летию Вахтанговского театра. Острохарактерный, гротескный Владимир Этуш играет старого еврея, торговца мебелью Соломона мягко. Кажется, никогда суперпрофессионал, знаменитый, успешный, уверенный в себе «мастер» не играл так проникновенно и душевно, вводя в роль щемящую ноту человеческого одиночества.
В 2013 году к юбилею В.А. Этуша был выпущен спектакль «Окаемовы дни» (по пьесе А. Афиногенова «Машенька»), где Владимир Абрамович исполнил главную роль — академика Окаемова.
В 2016-м Владимир Абрамович вновь порадовал своих горячих поклонников премьерой — спектаклем «Бенефис» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала» в постановке В.В. Иванова, где легендарный артист пошел на рискованный эксперимент с одним желанием – испытать себя в иной ипостаси и впервые сыграл женскую роль.
Дебютом в кино стала роль Сеида-Али в картине «Адмирал Ушаков» в 1953 году. Любовь многомиллионных зрителей принесли Этушу его работы в комедиях Леонида Гайдая — Саахов (Кавказская пленница), инженер Брунс (Двенадцать стульев), Шпак (Иван Васильевич меняет профессию).
В фильмографии народного артиста картины: «Председатель», «Старая, старая сказка», «Миссия в Кабуле», «Тень», «Дела давно минувших дней…», «Цирк зажигает огни», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «31 июня», «По улицам комод водили…», «Приключения Буратино», «Не будите спящую собаку», «Мечты идиота», «Классик», «Поворот ключа», «1-й Скорый», «Парк советского периода», «Три мушкетера» и др.
Его последней работой в кинематографе стала роль ветерана Первой мировой войны Егора Кузьмича в короткометражном фильме «Старый вояка», снятым в 2018 году молодым Вахтанговцем Сергеем Батаевым.
Имя Владимира Этуша – эпоха в советском кинематографе, а фильмы с его участием – подлинная классика мирового культурного наследия.
В.А. Этуш — полный кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством», имеет множество наград и званий за вклад в развитие отечественной культуры и за высочайшее актерское мастерство.
В 2017 году Владимир Этуш стал лауреатом Вахтанговской премии «Человек театра».
Владимир Абрамович Этуш ушел из жизни 9 марта 2019 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в семейной могиле.
Официальный сайт В.А. Этуша:http://www.etush.ru/