Принцесса Турандот (1922)
сказка
Этот легендарный спектакль, поставленный Евгением Вахтанговым в 1922 году, стал на долгие годы символом театра. Изящная художественная форма, стремительная динамика действия, богатство актерских талантов определили безусловный успех спектакля, ставшего визитной карточкой театра. «Принцесса Турандот» определила основные черты искусства театра: стремление сочетать правду чувств с острой зрелищной формой, внимание к средствам внешней выразительности — ритму, пластике, жесту. Именно эта постановка во многом определила импровизационный стиль театра. В спектакле были заняты лучшие ученики Вахтангова: Ц. Л. Мансурова, Ю. А. Завадский, А. А. Орочко, О. Н. Басов, Б. Е. Захава, Б. В. Щукин, Р. Н. Симонов и другие. Когда «Принцессу Турандот» показали перед труппой МХАТа, К. С. Станиславский восхитился: «За 23 года существования Художественного театра таких достижений, как этот спектакль, было немного».
Заслуженный деятель искусств РСФСР В.В. Шверубович в своей книге «О старом Художественном театре» с восторгом пишет о спектакле: «В восьмом ряду (МХТ) были оставлены места для всех нас. Это был первый спектакль, виденный нами в Москве после трехлетнего отсутствия. Какое счастье, что наше восприятие новой для нас Москвы, нового советского театра началось с этого изумительного спектакля! В нем была вся свежесть, вся бесконечная талантливость, тонкость и чистота, присущие русскому искусству. Чистота мысли, чистота чувств… Это бескорыстная, искренняя игра в театр, игра детей, в которой каждый ребенок неповторимо гениален.
И в то же время это был самый «европейский» спектакль из всех, виденных в Европе. Как изумительно изящен и элегантен был Завадский, с какой утонченно мужественной грацией носил он фрак! Куда венским и берлинским театральным «фатам» и «героям-любовникам»!.. А прелестная женственность Мансуровой, а платья Ламановой, ведь они были не то что модны, они были впереди европейской моды. Могли ли мы думать, что юноши здесь умеют так благородно носить фраки, а девушки — «туалеты»? А милая, полудетская прелесть дзанни… До чего же это было хорошо!»
Основная сцена
Премьера состоялась 27 февраля 1922 года
Действующие лица и исполнители:
Постановочная группа:
Постановка |
Евгений Богратионович ВАХТАНГОВ |
Режиссеры |
Борис Захава Юрий Завадский |
Художник |
Игнатий Нивинский |
Музыка |
Николай Сизов Александр Козловский |
Дамские платья |
Надежда Ламанова |
Мужские головные уборы |
И. Алексеева |