Дон Кихот (1941)
В предвоенный сезон в театре было поставлено несколько спектаклей. Среди них был и «Дон Кихот» Михаила Булгакова (по мотивам романа Мигеля де Сервантеса). Булгаков писал «Дон Кихота» трудно и умер за год до премьеры. Ставил спектакль И. Рапопорт, музыку сочинил Т. Хренников, стихи — П. Антокольский. Декорации П. Вильямса передавали суровый и яркий образ сельской Испании. Как писал Г. Бояджиев в «Известиях» от 27 апреля 1941 г.: «Декорации Вильямса, знойные по краскам, наполнены чудесно мерцающим светом, то удаляющим, то приближающим мир, в котором действует безумный мечтатель. Вещи, дома и дали порой становятся незыблемыми и чувственно осязаемыми, а порой они кажутся чистейшим вымыслом, плодом поэтической фантазии».
От жанра трагифарса, заявленного Булгаковым, театр отказался — это была скорее лирическая история о рыцаре. В том Дон Кихоте, которого создал Рубен Симонов, не было особого пафоса, но была печаль. Он был «слишком сразу мудр» и будто заранее знал свою обреченность. Юмор возникал лишь в жанровых сценах, в центре которых всегда был хитроумный и нагловатый Санчо Пансо — Горюнов.
Дм. Попов пишет в газете «Московский комсомолец» от 25 апреля 1941 г.: «Советскому писателю Михаилу Булгакову удалось создать интересную, умную, культурную сценическую интерпретацию «Дон Кихота». Художник очень самобытного, своеобразного дарования, Булгаков, берясь за эту сложнейшую задачу, выступил более всего в качестве драматурга и менее всего как инсценировщик. Обладая острой наблюдательностью и органической близостью к театру, он создал пьесу, в которой мы находим все элементы самостоятельного, законченного драматургического произведения […]
Кончилась, безвозвратно ушла эпоха рыцарства, абстрактных, гипертрофированных понятий о добре и зле, справедливости и произволе, любви и ненависти. Наступала лихорадочная эпоха царства золота. Рыцарский гуманизм никого более не трогал.
Булгаков сумел сохранить в своей пьесе именно это важнейшее зерно «Дон Кихота» […]
Итак, на сцене появляется бедный идальго Алонсо Кихано. Сервантес в начале книги говорит, что ему под 50 лет. У вахтанговцев он, пожалуй, и не кажется старше. Кихано еще крепок, бодр, подвижен, но у него уже седые волосы. А глаза — чистые, ясные открытые — излучают искры неисчерпаемой энергии. Это глаза человека большой внутренней духовной силы. Таким живет Алонсо Кихано в воплощении артиста Симонова […]
Симонов играет Дон-Кихота мудрым, человеком мысли. Пусть безумной, нереальной, но большой, яркой, благородной мысли…
Для Симонова Дон-Кихот ясен и определен. В игре артиста нет ни тени гротеска. Осторожно, как друг, близкий человек, растолковывает он зрителю всю утопичность, иллюзорность «романтической» деятельности Алонсо Кихано.
Благодаря этому Дон-Кихот Симонова приобретает черты глубокой реалистичности, убедительности […]
В спектакле много настоящих творческих удач. И в первую очередь это надо сказать про артиста Горюнова, блестяще сыгравшего роль Санчо-Пансо».
Основная сцена
Премьера состоялась 8 апреля 1941 года
Действующие лица и исполнители:
Основная часть |
|
Алонсо-Кихано, он же Дон-Кихот Ламанчский |
Рубен Николаевич Симонов Николай Бубнов |
Антония, его племянница |
Галина Пашкова Елена Понсова |
Санчо Панса, оруженосец Дон-Кихота |
Анатолий Горюнов Иван Соловьев |
Перо-Перес, деревенский священник |
Анатолий Павлихин |
Николас, деревенский цирюльник |
Евгений Максимов |
Альдонса Лоренсо (Дульсинея) |
Нина Зорина |
Сансон Карраско, бакалавр |
Андрей Абрикосов |
Паломек — левша |
Николай Пажитнов |
Мариторнес, служанка на постоялом дворе |
Дина Андреева |
Погонщик мулов |
Александр Хмара |
Герцог |
Владимир Осенев |
Герцогиня |
Анна Данилович |
Духовник герцога |
Владимир Покровский |
Мажор-дом герцога |
Юрий Алексеев-Месхиев |
Доктор Агуэро |
Д. Караушев |
Дуэнья Родригес |
Вера Головина |
Свиновод |
Григорий Мерлинский |
Слуга Мартинесса |
Константин Монов |
Пабло, работник на постоялом дворе |
Алексей Котрелев |
Танцовщица |
Елена Кара — Дмитриева |
Бродячие музыканты |
Алексей Емельянов Георгий Иванов |
постояльцы Паломека | |
Тенорио Эрнандес | Николай Гриценко |
Педро Мартинес | Рафик Экимов |
Пажи герцога | |
1-й | Надежда Генералова |
2-й | Валентина Ершова |
Постановочная группа:
Постановка |
Иосиф Рапопорт |
Художник |
Петр Вильямс |
Музыка |
Тихон Хренников |
Текст песен |
Павел Антокольский |