Фронт (1942)
Пьеса впрямую про войну была необходима и театру, и зрителям. Армия отступала, ждали спектакля, поднимающего боевой дух. Пьеса А. Корнейчука была точным выполнением политического заказа (прямого заказа Сталина). Только появившись, она сразу была напечатана в «Правде». Двадцати двум театрам страны предоставлялось почетное право постановки «Фронта». Спектакль вахтанговцев москвичи увидели только через год, когда театр вернулся из эвакуации, но постановка тут же была признана лучшей.
В 1975 году спектакль был восстановлен Е. Р. Симоновым. Роль Горлова в новой постановке исполнил Михаил Ульянов, а Огнева — Василий Лановой.
«В исполнении Бабочкиным роли Огнева четко видны кровная связь Огнева с Красной Армией, его уважение к традициям гражданской войны, которые, однако, отнюдь не превращаются для него в догмы, мешающие учиться новому. Хорошо передает актер вдумчивость Огнева, трезвую и критическую оценку им собственных сил и сил врага, его ум, его стремление к знаниям, его темперамент война и убежденность руководителя, знающего, что путь, им выбранный, верен. Актер дал образ умного, знающего, никогда не успокаивающегося на достигнутом, всегда идущего вперед, талантливого и волевого молодого советского генерала, рожденного Великой Отечественной войной. Не изменило Бабочкину, как всегда, и его редкостное актерское обаяние.
Весьма примечательно исполнение Алексеем Диким роли Ивана Горлова. В той ее интерпретации, которую принял для себя актер, он ведет ее с мастерством и достигает большой впечатляющей силы. Многие детали отработаны великолепно. Алексей Дикий сильно изобразил черты невежества и самодурства в характере Горлова, его сугубо отрицательную роль в руководстве фронтом.
Симонову, как постановщику спектакля «Фронт», удалось в его исканиях истинной театральности сценического искусства осуществить наибольшее слияние характера постановки с существом пьесы, т.е. то, к чему и должен стремиться постановщик. Этот спектакль в целом — значительное достижение театра.
Скупость и строгость оформления (спектакль идет в сукнах), обращение героев пьесы в их монологах к зрительному залу — все это подлинные находки, плод продуманной работы режиссера. Спектакль вполне отвечает характерным особенностям пьесы А. Корнейчука, ее публицистической заостренности». (Ю. Лукин, «Театр» за 1942 г.).
Основная сцена
Премьера состоялась 6 ноября 1942 года
Действующие лица и исполнители:
Горлов |
Алексей Дикий Михаил Державин |
Гайдар |
Иосиф Толчанов Николай Пажитнов |
Благонравов, начальник штаба фронта |
Николай Смирнов |
Огнев, командующий армией |
Андрей Абрикосов Борис Бабочкин Николай Емельянов |
Колос, командир кавгруппы |
Анатолий Горюнов |
Орлик, начальник политотдела армии |
Лев Снежницкий |
Удивительный, начальник разведотдела штаба фронта |
Александр Бизюков |
Горлов Мирон |
Николай Бубнов |
Горлов Сергей |
Игорь Доронин |
Свечка, гвардии полковник |
Алексей Емельянов |
Крикун, специальный корреспондент |
Николай Плотников |
Тихий, редактор фронтовой газеты |
Григорий Мерлинский |
Остапенко, гвардии сержант |
Борис Шухмин |
Гомелаури гвардии младший сержант |
Рафик Экимов |
Башлыков, гвардии сержант |
Федор Одиноков |
Шаяметов гвардии младший сержант |
Иван Каширин |
Маруся, санитарка |
Дина Андреева Варвара Попова |
Хрипун, начальник связи фронта |
Михаил Сидоркин |
Местный, председатель горисполкома |
Владимир Балихин |
Грустный, артист |
Виктор Кольцов Николай Гриценко |
Ясный, майор-командир полка |
Константин Монов |
Печенка, боец |
Евгений Максимов |
2-й боец |
Георгий Иванов Анатолий Борисов |
Начальник штаба Огнева |
Александр Кашперов |
Капитан — начальник связи |
Михаил Жарковский |
Адъютант Горлова |
Владимир Колчин |
Адъютант Огнева |
Юрий Игельстром |
Майор Гусаков |
Виктор Эйхов |
Постановочная группа:
Постановка |
Рубен Симонов |
Художник |
Вадим Рындин |
Композитор |
Александр Голубенцев |
Дирижер |
Ростислав Архангельский |