Принцесса Турандот (1922)
сказка
Этот легендарный спектакль — последняя постановка Евгения Богратионовича Вахтангова в Третьей Студии МХТ, на долгие годы стал символом Театра, который с 1926 года носит имя своего основателя — Евгения Вахтангова.
«Принцесса Турандот» определила основные черты искусства Вахтанговского театра: изящная художественная форма, стремительная динамика действия, сочетание правды чувств с острой зрелищной формой, внимание к средствам внешней выразительности — ритму, пластике, жесту, импровизационный стиль.
Богатство актерских талантов определили безусловный успех спектакля, где были заняты лучшие ученики Вахтангова: Ц.Л. Мансурова, Ю.А. Завадский, А.А. Орочко, О.Н. Басов, Б.Е. Захава, Б.В. Щукин, Р.Н. Симонов и другие.
Когда «Принцессу Турандот» показали перед труппой МХАТа, К.С. Станиславский восхитился: «За 23 года существования Художественного театра таких достижений, как этот спектакль, было немного».
Заслуженный деятель искусств РСФСР В.В. Шверубович в своей книге «О старом Художественном театре» с восторгом пишет о спектакле:
«В восьмом ряду (МХТ) были оставлены места для всех нас. Это был первый спектакль, виденный нами в Москве после трехлетнего отсутствия. Какое счастье, что наше восприятие новой для нас Москвы, нового советского театра началось с этого изумительного спектакля! В нем была вся свежесть, вся бесконечная талантливость, тонкость и чистота, присущие русскому искусству. Чистота мысли, чистота чувств… Это бескорыстная, искренняя игра в театр, игра детей, в которой каждый ребенок неповторимо гениален.
И в то же время это был самый «европейский» спектакль из всех, виденных в Европе. Как изумительно изящен и элегантен был Завадский, с какой утонченно мужественной грацией носил он фрак! Куда венским и берлинским театральным «фатам» и «героям-любовникам»!.. А прелестная женственность Мансуровой, а платья Ламановой, ведь они были не то что модны, они были впереди европейской моды. Могли ли мы думать, что юноши здесь умеют так благородно носить фраки, а девушки — «туалеты»? А милая, полудетская прелесть дзанни… До чего же это было хорошо!»
Основная сцена
Премьера состоялась 27 февраля 1922 года
Действующие лица и исполнители:
Постановочная группа:
Постановка |
Евгений Богратионович ВАХТАНГОВ |
Режиссеры |
Борис Захава Юрий Завадский |
Художник |
Игнатий Нивинский |
Музыка |
Николай Сизов Александр Козловский |
Дамские платья |
Надежда Ламанова |
Мужские головные уборы |
И. Алексеева |