Николай Погодин

Аристократы (1935)

Пьеса в 4 действиях

Весной 1935 года вахтанговцы показали премьеру пьесы Николая Погодина «Аристократы», посвященной процессу «перековки» людей в трудовом лагере Беломорстроя. Сегодня неоднозначность погодинского взгляда на эту тему очевидна, но пьеса была написана искренне, казалась сценичной, живой, и многие театры за нее схватились. В Реалистическом театре Николай Охлопков поставил «Аристократов» раньше, используя приемы японского театра, выходы в зрительный зал, «дорогу цветов» и т.д. Борис Захава, репетировавший «Аристократов» в Театре Вахтангова, ставил себе иные задачи. Для него важно было передать труд перековки, ее тяжесть. Оформлявший спектакль Вадим Рындин стремился к художественному образу серого «каменного» неба Карелии. Режиссер добивался суровости, реалистической простоты и силы, которых, строго говоря, не было в погодинской пьесе.

«Что самое ценное, самое замечательное в вахтанговских «Аристократах»? Необычайная убедительность, исключительная правдивость всего того, что мы видим и слышим на сцене. Перед нами живая жизнь, раскрытая во всем многообразии и сложности своих проявлений, показанная без всяких прикрас и лакировки.

Театр ничего не скрывает от зрителя. Он рассказывает ему все до конца. Беломорстрой. Лагерь специального назначения. О, нет, это далеко не было курортом! Это было местом суровым и тяжелым, куда люди приезжали не по своей доброй воле, куда их привозили в тюремных вагонах, как преступников, как социально-опасный элемент, который должен быть изолирован от общества. А сами люди, попавшие сюда, — все эти бандиты, кулаки, вредители? Что, легко их было сломить, заставить работать? Нет, они не хотели подчиняться никому, они думали только о побеге, они ненавидели все и всех и в первую очередь этих «людей с ромбами», пристающих к ним с «бреднями о перековке». (Як. Гринвальд, Вечерняя Москва от 27 мая 1935 г.)

«Небо, то сумрачное, с бегущими шквалистыми облаками, то стальное, с багровеющим на нем отблеском взрывов, то застывшее в нарядной праздничной синеве  — не просто выразительная деталь превосходного, скупого оформления, созданного художником Рындиным. Небо в спектакле служит своеобразным барометром настроений, мыслей, чувств, охвативших многоликую лагерную массу… На фоне мчащихся туч, среди редких сосен, над «рыжей в бородавках» землей возникает колеблемое всеми ветрами, пылающее, красное знамя. Под тяжелым небом севера начинается борьба.

Замысел постановщика Б. Е. Захавы очевиден — с первых реплик и до финала идет напряженный поединок, открытый бой, напоминающий в иные мгновения сложную шахматную партию. Чекисты — большевики и лагерники заключенные. Вот начальник — прекрасно сыгранный засл. артистом Глазуновым. Целостная, монолитная фигура. Глазунов — начальник подкупающе убедителен, тверд и прост. Подлинный и положительный герой советского искусства, мудрый и заботливый воспитатель порученных его общественному долгу людей. Чекиста Громова играет Миронов. Законно сравнение: Громову-Миронову недостает простоты и внутренней силы образа Начальника. Миронов играет Громова с некоторой аффектацией. Зато верно схвачено Мироновым огромное волевое напряжение командира Беломорстроя, переделывавшего людей, учившегося гидротехнике и иностранным языкам, несшего на своих плечах тяжесть величайшей ответственности.

Центральный образ спектакля — Костя-капитан — засл. арт. Симонов.  Вначале Костя —  представитель «верхушки» уголовного царства. Виртуоз своего темного дела. Блестяще сделана картежная игра на подчеркнутом музыкальном ритме (когда Костя выигрывает Маргариту Ивановну) — последняя вспышка его блатного величия. Дальше возникает сложная кривая поведения с неожиданными пиками вывертов и фортелей. Костя-капитан — талантливый и по-своему крупный человек. Его социальное исправление приходит главным образом за счет разбуженных внутренних ресурсов. В великом поединке между двумя мирами, столкнувшимися на Беломорстрое, Костя — самая яркая фигура противной стороны и потому — главный человеческий «выигрыш».» (Бор. Бродянский, «Красная газета» от 7 мая 1935 г.).

 

Основная сцена

Премьера состоялась 6 мая 1935 года

Действующие лица и исполнители:

Основная часть

Начальник Освальд Глазунов
Громов Константин Миронов
Костя,
капитан
Рубен Николаевич Симонов
Соня Елизавета Алексеева
Комендант Николай Яновский
Митя Александр Кашперов
Воспитатель Анатолий Павлихин
Мать Садовского Анна Запорожец
Маргарита Ивановна Антонина Талмазова
Дама Нюрка Вера Макарова
Маруся казачка Елена Понсова
Нинка Варвара Попова
Тамара Ксения Ясюнинская
Кулачка Екатерина Касторская
Фефела Вера Головина
Дежурная Елена Меньшова
Берет Виктор Кольцов
Карась (кулак) Михаил Державин
Саша (маленький человек) Дмитрий Журавлев
Лимон Борис Шухмин
Цыган Николай Хощанов
Алексей Емельянов
Алеша Николай Гладков
Душечка Григорий Мерлинский
Вася В. Иванов
Поп Варфоломей Иван Лобашков
Дьякон Виктор Эйхов
Стрелок Алексей Котрелев
Врач Александр Бизюков
Инженер — церковник Николай Мозяйкин
Инженер Я. Колодный
Переписывающий Иван Соловьев
Борис Королев
Десятник Алексей Пантелеев
Чертежник Макс Николай Мозяйкин

Основная часть

Инженеры
СадовскийВасилий Куза
БоткинЛев Русланов
бывшие красноармейцы
ПетинВладимир Покровский
ПыжовНиколай Чистяков

Постановочная группа:

Постановка Борис Захава
Режиссеры Анатолий Горюнов
Иосиф Рапопорт
Борис Щукин
Художник Вадим Рындин
Музыка Юрий Шапорин